Рецензия на книгу
Номер 16
Адам Нэвилл
Deli6 ноября 2024 г.Искусство требует жертв. Кровавых
Несмотря на то, что хорроры я обожаю больше всех остальных жанров, читаю и смотрю их в последнее время до обидного редко. Но в этом октябре поддался всем искушениям, тем более что книга Нэвилла столько лет стояла у меня перед носом на самом видном месте. Да и "Ритуал" его мне в своё время тоже очень понравился. И сейчас я вижу, что он – из тех авторов, которые действительно умеют создавать пугающую обстановку. Конструировать микромиры, где перестают действовать законы природы и здравого смысла, а ужас висит в воздухе отравленной пеленой. И неважно, где разворачиваются события – в тёмном проклятом лесу или посреди шумного города.
Итак, добро пожаловать в Лондон, в один из самых дорогих элитных районов, где, незаметный среди роскоши и сверкающих торговых центров, расположился многоквартирный дом старой застройки. И мы уже начинаем догадываться, что ждёт нас по закону жанра, ведь чем старше дом – тем больше секретов он хранит. И кто знает, какие страшные тайны могут скрываться за очередной дверью. Особенно если та уже полвека надёжно заперта.
В общем, с первых страниц попадание в цель. Это горячо любимый мной концепт нехорошей квартиры. А значит, будут вокруг неё выстраиваться легенды и подозрения, будут происходить необъяснимые пугающие события, будут вестись расследования. И как же быстро всё повернуло в неожиданном направлении.В центре у нас будут два главных героя, чьи фигуры максимально контрастируют с этой винтажной роскошью. Бедная наследница из Америки, которая и сама не знает, что теперь делать с завещанной крутой квартирой. Содержать её дорого, а продать жалко – очень уж колоритной личностью была бабушка. И ночной портье, нищий художник из провинции, приехавший в столицу на поиски лучшей жизни, но не нашедший ничего, кроме разочарования. Вообще довольно символично, что охранником в элитном доме работает человек, ютящийся в коммунальном клоповнике. Вот они, контрасты лондонской жизни. Чувствуются мне во всей этой неустроенности вайбы то ли Достоевского, то ли Майринка, то ли Кафки даже. Пробирает.
Надо сказать, локации романа, его дома, квартиры, коридоры, противопоставление улицы и помещения играет огромную роль. Дом – это и убежище, и тюрьма, и каждый оформляет его по-своему. Особая прелесть для меня заключалась именно в интерьерах, которые автор описывает подробно и со вкусом – интерьерах квартир как обшарпанных, так и богатых. И заброшенных со следами былого величия. Обожаю такое. И нестандартные сюжетные решения тоже.Потому что постепенно мы понимаем, что роли героев будут совсем не такими, как могло показаться с самого начала. А расследования страшных обстоятельств смерти старушки попахивает уже даже не мистикой, а кое-чем похуже. Что скрывалось за её мнимым безумием? Какая тайна объединяет жильцов дома? Что случилось с нелюдимым художником, который когда-то жил в запертой квартире? Так много вопросов, а ответы переломят реальность об колено, расщепят бытие на явь, навь и дрим. Погрузят нас в какую-то невыносимую мутную посмертную экзистенцию извращённой многомерности, где не работает физика, а люди застревают в своём персональном аду. Это помрачение на грани абсурда, хтонь изначальных времён, полное безумие, в котором нет места ничему человеческому. Потрясающие образы изнанки бытия, сначала резко дисгармонирующие с нормальным миром, а потом полностью затмевающие его. Понимаю, почему кому-то это может не зайти, но я подобной сранью живу, это прям моё. Хотелось бы взглянуть на эти картины другой стороны реальности. Мне кажется, это было бы что-то из разряда, как если бы Бексинский пытался иллюстрировать Лавкрафта. Только с боди-хоррором х2 и семимерными преломлениями.
(вздох восхищения)Чем дальше читаешь, чем больше узнаёшь – тем страшнее становится ситуация. И стоят за ней не просто какие-то привычные монстрики. Здесь всё куда интереснее, это то самое дыханье тьмы и материализованный бред, просачивающийся по капле в голову человеку, надломившемуся под тяжестью жизни. Они заменят твой разум, вытащат из плена старых кошмаров, чтобы самого превратить в кошмар. Вопрос лишь в том, на что ты готов будешь пойти. Ради себя. Ради мести. Ради искусства. В любом случае от тебя не останется ничего, кроме крика. Скорее всего, чужого.
481K