Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Триумфальная арка

Эрих Мария Ремарк

  • Аватар пользователя
    Xirmanci24 февраля 2015 г.

    Даже приходилась мысль ,что бы вообще не дочитать . Оставить несколько последних страниц , так чтобы не знать дальнейшею судьбу главного героя после интернирования во Франции , героя по имени Равич. Как мне его жаль…..как мне его жаль.. а. ? Остался ли он жив после войны и как сложилась его судьба?
    Ты Жоан Мадо?
    Как ты могла так?! Бесконечно любить его, даже перед смертью ,уже наверное бессознательно или полусознательно сказав ему
    Sono stata…sempre con te…. но встречаться с другими, и так мучить его ?
    Ты Андре Дюран !
    Как ты мог так? Поручив ему самые сложные хирургические операции и переписать эту работу на свое имя? После получить за эти работы огромные деньги и при этом дав ему какие то жалкие гроши?
    Ты! Судьба!
    Как ты могла так? «Подарив» ему войну, отнять его близких, дав ему имя «беженец» и смеяться над ним ,и издеваться над ним?
    Вы!
    Все и всё! Что сделали с ним?

    «Триумфальная Арка» -Это просто литературный шедевр. Это один из самых ярких цветков на мировом литературном древе. Это Ремарковская «Мона Лиза».
    Это не просто литературная история. Это аллегория.
    Это рассказ жизни. Она рассказывает языком события и проиществия.Она рассказывает ,что она делает с нами. Нет ..нет..нет, она рассказывает, что мы делаем с самими собою.


    «Обманываться можно не только грёзами, обманываться можно и правдой. Это куда опасней, чем грёзами»

    Вот это «правды» и становятся главными причинами всех человеческих страданий и горьких слёз.
    Правда быть «Арийцем», Правда, быть «Избранным народом,», правда быть« Самым сильным государством» ит. и пр.
    История происходит перед началом второй мировой войны.
    История о судьбах людей, история о любви.
    Любовь,- на что только способна толкать людей, на что только не идут люди ради неё. Каких больных, каких раненных не излечивает она ,каких смелых не делает трусами ,каких трусов не делает смелыми.


    «Любовь! Сколько вынуждено нести в себе это слово! От мягчайшей нежности кожи до дерзновенных воспарений духа, от бесхитростного желания завести семью до смертоносных душевных потрясений, от безудержной похоти до противоборства Иакова с ангелом небесным»

    Врач с золотыми руками и очень огромным опытом и знанием по имени Людвиг по национальности немец , убежавший из Германии из- за политического режима и нацисткой идеологии ,прячется во Франции и зарабатывает на «жизнь» не легально работая врачом в частной клинике.
    Он потерял всех он потерял всё.Он не ожидает никого и ничего.
    Он свободный человек(?)


    «Забыть... Какое слово! В нем и ужас, и утешение, и призрачность. Кто бы мог жить, не забывая? Но кто способен забыть все, о чем не хочется помнить? Шлак воспоминаний, разрывающий сердце. Свободен лишь тот, кто утратил все, ради чего стоит жить»

    .
    Да и я сам частенько задавал себе вопрос «зачем ему жить то. Что бы так мучиться?»
    Но случайная (?) встреча с Жоан Мадо возврашает его в жизнь.
    Вот так вот случайно, все в жизни начинается вот так случайно,да и сама жизнь полна такими «случайностями».Хотя я приверженец исламской религии ,где категорически отвергаются такие понятия как «случайность», но приходиться называть события такими именами «случайность»
    (Не фаталист).
    Ремарк просто мастер.Он просто великий мастер и философ. Он очень красиво и четко противопоставляет жизнь и смерть, бытие и нечто и одновременно показывает как они целые. Они как бы разные как Инь и Янь, но друг в друге и таким образом составляют нечто целое. (только чего целого вот это вопрос вопросов) Как время ,разделано на три части но одноцельно .
    Он очень красиво и четко говорит: Жизнь это что-то очень хрупкая и нежная, которая находиться между стрелками часов, которые израсходывают её, она между вдохом и выдохом.
    Он заставляет человека задуматься о скоротечности жизни ,о ее хрупкости, и о себе.


    «Он стоял по среди улицы, словно только что еще раз сумел улизнуть от смерти. несколько часов отсрочки-прежде чем придется врать прямо в глаза, в эти милые ,доверчивые глаза.
    Ночь вдруг показалась теплой какой –то мерцающей.
    Серую проказу жизни опять милосердно прикроют несколько подаренных часов пощады, чтобы вспорхнуть под утро стайкой голубей. Но и эти часы-тоже обман, никакой это не подарок, в этой жизни подарков не бывает, только отсрочка, хотя с другой стороны, а что не отсрочка?
    Разве сама жизнь не отсрочка,непестроцветное марево, застящее наш дальний, но неуклонный путь черным, неумолимо надвигающимся вратам?»

    Ремарк просто мастер. Он просто великий мастер и философ. Он очень красиво затрагивает до вопроса сущности человека. Он четко видит длинный путь от «Чего» «длившийся» до «Кого».


    «Вот я иду ,с виду не отличимый от тысячи других ночных прохожих, думал он, иду руки в брюки, мимо всех этих выставок хлама и красоты, дешевки и дороговизны, но кровь во мне бурлит, а в двух пригоршнях серо-белых извилин студенистой моллюскообразной массы, именуемой мозгом, бушует незримая битва, во вспышках которой действительное предстает нереальным, а нереальное –действителньным.Я ощущаю случайные прикосновения чьих- то плеч,чьих -то рук,ловлю на себе чьи-то взгляды, слышу рокот моторов,голоса-короче,зримо и осязаемо воспринимаю все более чем явные приметы реального мира, находясь в плотно их гуще,но сам при этом далеко от них, как если находился на Луне и даже дальше-на некой планете по ту сторону неопровержимых фактов и всякой логики, и что-то неистовое во мне выкрикивает ,повторяет имя ,хот и зная ,что имя тут вообще не причем,но всеровно выкрикивает его черноту вселенского безмолвия, которую уже столько миллионов раз оглашали подобные же крики-хоть ни на один небыло отклика; и,даже зная все это ,я ничего немогу с собой поделать-крик во мне повторяется снова и снова,это извечный зов любви и смерти,крик экстаза и рушащегося в бездны сознания ,крик джунглей и пустынь,и я могу вспомнить тысячу ответных криков ,но тот единственный ,что мне нужен,-вне меня и недосягаем».

    Это не роман даже. Это философо-литературная антология .Здесь и Шопенгауэровский пессимизм, здесь и Платоновский идеализм:)
    Непременно буду перечитывать.
    Будучи не русским очень тяжело писать рецензию на русском языке и на такой шедевр как «Триумфальная арка». Но что поделать?!

    7
    74