Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Сага о Йёсте Берлинге

Сельма Лагерлёф

  • Аватар пользователя
    Аноним5 ноября 2024 г.

    Не для слабаков

    Своими впечатлениями я не хочу никого обидеть, возможно мой вкус неразвит, и я ничего не понимаю в нобелевских лауреатах. Но... Этой книгой можно пытать! Ее прочитку можно включать нехорошим преступникам, и они начнут плакать и каяться, чтобы не слушать больше эту нудятину! И это пишу я, а я между прочим, за день прочитала "Обрыв" Гончарова и очень люблю неспешную и тягучую прозу. ))

    Возможно сработала формула "Ожидание - реальность", когда ожидаешь прочитать мрачную сказку про порочного и обаятельного грешника, как он путем испытаний и лишений приходит на путь искупления, и все это в антураже ледяных шведских преданий. Но нет. Более бессмысленного и скучного произведения я не читала.

    Итак, Йоста Берлинг, пастор, разжалованный за алкопати, бомжует по шведской глухомани, и его подбирает некая Майорша. Женщина очень странная, вроде практичная и дальновидная, но у нее есть маленькая слабость. Она коллекционирует бомжей и селит их в своем имении, где они праздно существуют, гуляют, веселятся, в общем катаются, как сыр в масле. Ну, кто-то собирает марки, кто-то картины, а у Майорши большой ассортимент маргиналов, куда Йоста шикарно вписался. Зовутся эти достойные люди "кавалерами".  Живут они на шее Майорши, песни поют, пляшут, кушают и винцо попивают, не жизнь а малина. Но что могло пойти не так? Эта весёлая компашка перепилась, а кто приходит обычно к таким достойным людям?

    Перепачканный сажей, с рогами, хвостом и копытами, обросший грязно-серой мохнатой шерстью, с острой козлиной бородкой. Кавалеры в ужасе повскакали с мест.

    И... Так как кавалеры были недалекого ума, им пришла в то место, куда они нахлобучивают шляпы, гениальная мысль, выгнать Майоршу, так как она является ведьмой. Я была обескуражена, что эта мадам молча и безропотно ушла из своего дома, бросив все хозяйство на произвол судьбы, оставив все на попечение никчемных бродяг. Вероятно, этот сюжетный ход должен был показать, как Майорша пошла по пути некоего искупления, то что она нагрешила там что-то много лет назад. Но выглядел этот ход максимально странно и притянуто за уши.

    Вернемся к Йосте. А дальше наш герой начал... Нет не грешить, нет не совершать поступки, а просто танцевать на балах с разными телочками. Женские героини не заслуживают более уважительного обращения, телочки и есть. Они абсолютно не раскрыты, кроме неземной красоты, любви к пляскам и танцам, и обладают поистине бешеным либидо, иначе как можно обьяснить безумную любовь к этому Йосте, которого они и знать то не знали. И вся эта канитель описывается многоэтажным и напыщенно-цветистым слогом, в котором тонешь, как в бочке с приторным киселем.


    И произошло то, чего он не ожидал. Анна кивнула. Глаза ее сверкали восторгом самоотречения и внезапного просветления.

    – Я сделаю, как ты скажешь, Йоста. Я пожертвую собой, пожертвую с радостью и улыбкой.

    – И ты не возненавидишь моих бедных друзей?

    Она печально улыбнулась:

    – Я буду любить их, пока люблю тебя.

    – Только теперь я понял, – сказал Йоста тихо. – Только теперь я по-настоящему понял, какое ты сокровище и что я теряю. Как горько покидать тебя, любимая…

    Вот эпизод, когда Йоста поехал за некой мадам Анной, чтобы уговорить ее не разрывать помолвку с ее женихом. Они друг друга знать не знали, великая любовь возникла за полчаса. Да? Даже для романтических романов позапрошлого века, как то перебор.

    Вот Йоста танцует на балу с красавицей Марианной, потанцевали разок, люппоф.


    Перед Марианной стоял на коленях Йоста Берлинг, вдохновенный, как поэт, и дерзкий, как предводитель войска; глаза его искрились умом и смехом, они умоляли, убеждали, околдовывали и повелевали. Гибок и мощен был он, пылок и пленителен.

    Про предыдущую люпоф уже забыто, не до нее сейчас.

    После Марианны (ее кстати жаль, не повезло ей с окружением), появилась графиня Элизабет, разумеется тоже разок посмотрела на рокового алкаша и влюбилась, куда там Эмме Бовари.
    Поступки этих дам - это отдельный вид искусства. Они просто обожают страдать, волею автора облекая эти великие чувства в невыносимо тянущуюся жвачку. Логики там просто нет, либо заезженные шутки про "женскую логику". Анна приревновала к графине Элизабет, и чтобы отвадить соперницу, поведала стряяяшную тайну от прошлом Йосты, как из за него (на самом деле нет) отошла в мир иной очередная романтическая влюбленная дева. Элизабет возмущается и выгоняет обольстительго синебола. Реакция Анны весьма странная:

    Вот этого я и хотела, – холодно сказала Анна, – но с этой минуты нашей дружбе конец. Не думай, что я смогу тебе простить, как ты обошлась с Йостой. Ты указала ему на дверь, ты оскорбила его, ты была жестока, ты издевалась над ним! Над ним, за кем я готова идти хоть в тюрьму, хоть к позорному столбу! Никому, кроме меня, не дозволено охранять его от ударов судьбы. Ты сделала, как я хотела, но я тебе этого не прощу.

    – Но Анна, Анна!

    – Ты думаешь, я поведала тебе всю эту историю для развлечения? Ты думаешь, у меня не разрывалось сердце, пока я тебе рассказывала?

    Что?
    И так всю книгу. Помимо не в меру влюбчивых барышень, в книге еще куча персонажей, чьи истории описаны многословно и выспренно.

    Честно говоря, я не увидела в этом произведении какого то искупления грехов, нравственного роста, осознания ошибок. Все женские персонажи играют в одну дуду, бегают бездумно и безвольно за маргиналом Йостой,  а их "чувства" искусственны и напыщенны, впечатление, что там в глуши не было подходящих и достойных мужчин детородного возраста и страстные дамочки как разьяренные медведицы в период брачного сезона накинулись на единственного представителя мужского пола. Ну где там глубина?

    Для нее это стало настоящим откровением. Ее охватило незнакомое ей доселе блаженство. Неужели все еще может случаться такое на этой земле? Неужели кто-то может решиться на такое ради нее? Этот красавец, способный на все, неукротимый в делах и в словах… какая поэтическая душа, какие безумные, самоотверженные поступки! Герой, истинный герой, он создан из другого материала, чем остальные. Раб своих прихотей, минутных страстей, страстный и пугающий, но какая в нем сила, сила, не останавливающаяся ни перед чем, даже перед самопожертвованием.

    Леди, ты его видишь второй раз в жизни.

    Сам Йоста крайне невнятный персонаж, как бревно в проруби, у него нет устремлений, каких то мыслей, если конечно их не путать с пустыми и высокопарными размышлизмами.

    Очень, очень странная книга. Беготня скучающих дамочек за этаким "плохим парнем", приправленная тяжеловесными  словесными конструкциями, ни уму ни сердцу. Ничему эта книга не учит, кроме пожалуй ангельского терпения, добраться до конца сквозь валежник благоглупостей и тяжелого, перегруженного рюшечками слога.









    8
    266