Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мистические фрагменты

Жерар де Нерваль

  • Аватар пользователя
    Аноним4 ноября 2024 г.

    История одного безумия

    Знакомство с творчеством Жерара де Нерваля навеяло мне воспоминания о романе "Голем" авторства Майрника, который я не так давно прочла. Оба писателя заинтересованы в мистической стороне различных верований, тяготеют к феномену масонства и всего, что с этим связано: тайным обществам, инициациям, иерархической структуре таковых обществ, их символизму. Только в отличие от Майринка, которого интересует в первую очередь еврейский мистицизм, каббала, Нерваль ближе, пожалуй, к гностикам и к арабской эстетике. Обширность рассматриваемых им мистических тем слегка напомнила мне рассказы Эверса, для произведений которого также нередко свойственно, например, просто описание некоего обряда инициации. И если в обоих случаях мистическая тематика такого рода мне совершенно не близка, то в случае с Эверсом чтение оказалось более интересным просто за счёт того, что в его рассказах всё-таки чаще всего присутствует внятный сюжет и довольно непредсказуемая концовка. У Нерваля - чем дальше, тем сильнее это выражено - ни определённого сюжета, ни тем более какого-то логичного и продуманного финала нет. В его произведениях упор делается на описании, внимании к мелочам и внутренних переживаниях действующего лица. Мне кажется, что на это даже указывает сама структура книги: в ней нет никакой определённости, это действительно именно фрагменты (как отмечает и автор предисловия), объединённые условно мистической тематикой. Читать выдержки из целостных произведений или сборников я в принципе не люблю.
    Итак, первая часть включает в себя избранные произведения из книги "Путешествие на восток". Здесь представлены заметки о Египте, арабских странах, Израиле. В некоторых мы находим путевые размышления самого автора, некоторые написаны в виде фантазий по мотивам Библии, Корана или каких-то местных легенд, и всё это приправлено то гностическими, то масонскими реминисценциями. Пожалуй, наиболее достойное произведение здесь - это "История халифа Хакима", имеющая какой-никакой сюжет и даже достаточно интересный финал. На мой же вкус, все повести всё равно выглядят слишком неорганично, поскольку в них перемешаны слишком разные и порой противоречивые мотивы. Здесь автор попытался рассмотреть классические - библейские, например - сюжеты сквозь призму своего интереса к тайным обществам. Результат получился довольно специфический.
    Затем идут несколько биографий из сборника "Иллюминаты". Про персонажей этих биографий (Жак Казот и Калиостро) я раньше практически ничего не слышала. И хоть с точки зрения их принадлежности к оккультным движениям они мне не интересны, тем не менее чтение оказалось довольно увлекательным. Как биограф Нерваль неплохо, хорошим публицистическим языком изложил жизнеописания выбранных исторических лиц. С ненавязчивым юмором и уклоном в ту сферу, которая представляется ему наиболее примечательной в их биографиях.
    В книге также приведено некоторое количество статей и заметок автора на разные темы: об искусстве, науке, общественной жизни и т.д. Заметки мне совершенно не понравились и не запомнились. Вероятно, потому, что выбранные темы абсолютно ничем не заинтересовали.
    Наилучшая часть сборника, пожалуй, это произведения из книги "Дочери огня". Эти произведения напоминают что-то вроде сентиментальных рассказов-воспоминаний о юности, путешествиях и преимущественно о женщинах, сыгравших определённую роль в жизни автора и оставивших глубокие впечатления. Эти рассказы получились действительно словно окутанными некой мистической дымкой: в них нет определённого сюжета, последовательности действий, границы между грёзами и явью. Кажется, что их героини - это то ли видения, то ли воспоминания, блуждающего по лабиринтам своего прошлого Нерваля. Очень необычная атмосфера получилась у этих рассказов. А выбранные места действия - пасторальные пейзажи, ночные блуждания в незнакомом городе - только подчёркивают это ощущение. Конечно, заключительная (в данном разделе) повесть "Аврелия" уже не создаёт такого впечатления. В ней Нерваль описывает свои безумные видения и мысли (как известно, писатель страдал от психического расстройства), которые впрочем изложены удивительно ясно и последовательно. По ним, кстати, можно проследить, как совершенно случайные события могут интерпретироваться нездоровым разумом в непредсказуемом ключе. В данном случае Нерваль их интерпретирует с религиозно-мистической точки зрения: как предопределённые им высшими силами обряды инициации. Метавшийся между оккультными течениями и католичеством, Нерваль, например, срывает венок со статуи Богородицы, когда в очередной раз пытается приобщиться к традиционному христианству, что становится весьма символическим жестом: так, принёсшие обеты монахини наоборот подносят цветы и венки Деве Марии в знак своего призвания, Нерваль же, внезапным порывом сорвав венок, напротив символически порывает с такой возможностью.
    "Мистические фрагменты" заканчиваются подборкой стихотворений автора, полных различных культурных отсылок. Мне они показались практически набором слов, смысл в них еле-еле прослеживается. Комментарии также адекватной расшифровки не дают, лишь объясняют значение некоторых используемых слов и выражений.
    В смысле ознакомления, так сказать - для общего развития, прочесть "Мистические фрагменты" было любопытно. Подобный формат изложения, в виде сборника избранных произведений (хоть обычно мне такое и не подходит) в данном случае стал наилучшим вариантом. Конкретно Нерваль, как писатель-мистик, мне не особенно понравился, наверное, ввиду специфики своей манеры изложения (что в свою очередь явно связано с ментальным состоянием автора) и круга интересов. Другие писатели-мистики, упомянутые мною здесь, как-то больше пришлись по душе.

    101
    329