Рецензия на книгу
Молот ведьм
Константин Образцов
Аноним1 ноября 2024 г.Псевдоинтеллектуальный трактат об анусах
“Красные цепи”, первая книга из условного цикла Константина Образцова про мистический Петербург, мне вполне понравилась - хоть и были некоторые вопросы к логике происходящего и неприятные места, в целом читать было увлекательно и атмосферно. И вот некоторое время спустя я решила взяться за “Молот ведьм” - как раз за окном началась унылая осенняя погода, да и про книгу слышала много восторженных отзывов - как я понимаю, многие начинали своё знакомство с Образцовым именно с неё.
Снова случился некий парадокс Образцова - читалось буквально взахлёб, но книга по итогу не понравилась. Серьёзно, очень странный гипнотический эффект у произведения, когда ты проглатываешь страницу за страницей, плюёшься, возмущаешься, но продолжаешь читать. А перевернув последнюю страницу, сидишь и смотришь сто часов в стену, прокручивая в голове вопросы вроде “что это было”, “зачем это было” и “господи, на что я трачу свою жизнь”.
Дело в том, что автор будто бы то ли исписался, то ли понял, за что читатели полюбили “Красные цепи”, - и просто решил повторить успех своей первой книги, навернув побольше порнухи и мясца. Причём если “Красные цепи” ещё балансировали на грани нормального и чернушного, то “Молот ведьм” окончательно и бесповоротно свалился в чернуху ради чернухи и бесконечного лицемерного брюзжания на тему чего-то доброго и вечного, просранного тупыми обывателями. В своей рецензии на “Красные цепи” я уже писала, что подростковый снобизм а-ля “все вокруг унылые и обычные, один я такой весь думающий и чувствующий” наверное зашёл бы мне лет в семнадцать, но сейчас вызывает лишь недоумение и смех. Чтобы получить на обложку отметку “интеллектуальный бестселлер”, по-моему маловато постоянно кидаться упоминаниями умных книжек и пространно страдать о том, как тупые людишки таскают свои рыхлые телеса на тупые работы, желают только жрать, размножаться и смотреть в телевизор, а о высоком думать не хотят.
Почему собственно я назвала автора лицемерным - да потому, что вот этой “скушной и пошлой” обывательской жизни он противопоставляет что-то намного более мерзкое и отвратительное. Герой, который у него представляется чуть ли не ангелом с нимбом над головой, незаслуженно пострадавшим от мерзких ведьм, ни много ни мало жестоко пытает и убивает женщин. Да, впоследствии выясняется, что женщины эти малоприятные и занимались ведьмовством в самом стереотипном ключе, включая оргии, убийства младенцев и подстраивания всяческих козней неугодным людям, но описания ужасных пыток, раздробленных костей, отрезания пальцев и сжигания заживо настолько графичные, подробные и выписанные с таким наслаждением, что тут уже не понимаешь - то ли у автора просто высокий писательский скилл и своеобразное воображение, то ли он сливает в текст свои влажные фантазии и ему пора обращаться к мозгоправу. Я не любитель ставить авторам диагнозы по тексту, но меня не покидало ощущение, что у Образцова явно имеются какие-то проблемки с женщинами. Инквизитор у него по факту - обиженка, которого посмели использовать гнусные женщины, и вот теперь он мстит за свою поруганную честь. Рассуждения про семью, детей, генетический код женщин и вот это всё - чисто как будто из какого-то инцельского паблика, где человеку очень хочется, но не можется, и поэтому все красивые и сильные женщины - какие-то стервы, заслуживающие смерти, а некрасивые - фу и кому они нужны, да и вообще эти ваши женитьбы и дети сплошь банальщина для быдла, не очень-то и хотелось. Единственная более-менее “нормальная” женщина у него - это Алина, но в этой книге она бухает в баре и страдает по мэрисьюшному Гронскому, который исчез в неизвестном направлении, а сюжет происходит вокруг неё как бы сам собой. Всё, остальные либо какие-то “безнадёжно некрасивые” девушки, к которым никакой нормальный мужчина даже не подойдёт, либо роковые красотки, у которых через страницу описываются затянутые в кожу попки, красивые сиськи и высокие шпильки, но они все сплошь злое зло - так что их только жёстко трахать, пытать и убивать.
Бесконечные фантазии о диком извращённом сексе скорее даже утомляют и вызывают вежливое недоумение, чем по-настоящему шокируют. То мать в наказание трахает несовершеннолетнюю дочь страпоном в задницу, то какие-то адские псы имеют во все щели провинившуюся ведьму своими зазубренными членами так, что она потом с трудом может сидеть и ходить, то у кого-то на лице сидят, то ещё что-нибудь такое происходит - и ты к середине книги уже такой ну да, опять страпоны, опять какие-то изнасилования маленьких девочек, непонятно зачем вообще сюда приплетённые, спасибо, автор, за твою богатую фантазию и твой высокодуховный внутренний мир.
Про жестокость ради жестокости и чернуху ради чернухи я уже не раз сказала, но хочется ещё раз подчеркнуть, что книга будто бы сама является продуктом того, против чего пытается выступать автор. То идёт сцена про то, как варят и едят младенца, или там изнасилования одиннадцатилетней девочки, то потом опять старческий гундёж про потерянное общество, и что раньше было лучше, сейчас-то все тупое быдло и не желают настоящей церкви поклоняться, сидят там в своих интернетах и лайкают какие-то мотивационные цитаты, не желают тяжело работать и идти к свету, вот поэтому ведьмы-то и подняли головы. Ну с такими-то “интеллектуальными бестселлерами” дела у общества точно в гору пойдут - все прочитают и сразу побегут в церковь, к доброму и вечному, главное сначала продраться через постоянные пытки, секс и описания анусов)
Кстати про анусы - это какой-то особый пунктик у автора, потому что он сравнивает с задним проходом буквально всё подряд, включая строительную трубу для сброса мусора. В целом в “Красных цепях” мне заходило описание Петербурга как места прогнившего, депрессивного и неуютного, но здесь вся эта грязь, говно, кровища, вонища и разруха превышает все допустимые пределы. Такое ощущение, что город целиком состоит только из заброшек, дурдомов, каких-то общаг для сумасшедших и убогих жилищ, где селятся сплошь немытые бродяги-каннибалы. Всё описывается вроде бы достаточно живо, но спустя какое-то время эти метафоры и эпитеты начинают повторяться и приедаться, и ты вдруг понимаешь, что они не несут никакого смысла и даже атмосферу уже не создают - так и тянет пропустить очередные три страницы описания какой-то гниющей воняющей помойки.
Что до сюжета - он какой-то своеобразный. Есть динамичные моменты, есть немного загадок, которые раскрываются по ходу повествования. Неплохая находка - вести часть повествования от лица самого Инквизитора. Но вот вроде идёт какой-то накал страстей - и тут всё портит опять какая-то вылезшая из боевика по НТВ перестрелка, где зачем-то появляется тётка с нелепейшим именем, получает ранение и снова пропадает из сюжета навсегда, а супергероиня верхом на байке, которая не так давно уворачивалась от выстрелов и играючи прирезала здоровенного мужика, мимоходом получает заряд дробовика в лицо и тупо умирает, выбывая из истории, где, как оказалось, она не играет особо никакой важной роли. В какой-то момент опять вылезает этот художник-прорицатель, который в “Красных цепях” служил чисто богом из машины, который появился в нужный момент и продвинул сюжет, - и в "Молоте ведьм" он опять нужен просто для того, чтобы направить Алину в правильную сторону, а потом исчезнуть)) Под конец всё вообще превращается в какой-то фарс: у маньяка начинается выгорание и он оказывается норм таким мужиком, Алина голая бегает в заброшенном горящем доме, все убивают друг друга всевозможными способами, внезапная атака зомби - такое ощущение, что случайно переключилась то ли на российские каналы с треш-контентом типа “Криминальной России”, то ли на подшивку газеты “Спид инфо”.
Хочется отметить, что я далеко не впечатлительная барышня и не ханжа, мне вполне норм описания и секса, и убийств, и грязи. Но всё это должно нести хоть какой-то смысл, или хотя бы создавать некую эстетику. А в “Молоте ведьм” всё это выглядит как поток сознания не очень здорового на голову человека, написанный просто ради того, чтобы было. Письки, сиськи, анусы, говно, вонь и прочие вещи здесь просто есть в огромных количествах - и всё. Даже жаль, что всё так скатилось, потому что первая книга хоть тоже и не была таким уж шедевром, но казалась достаточно интересной и атмосферной. Во второй книге автора явно унесло куда-то не туда. Третью книгу начинать уже и не планирую.
10360