Рецензия на книгу
Идиот
Фёдор Достоевский
Аноним20 февраля 2015 г.Творческий путь Достоевского - это путь исканий и трагических заблуждений, которым нет конца. Но как бы мы ни спорили с великим романистом, как бы ни расходились с ним во взглядах на некоторые жизненно важные вопросы, мы всегда ощущаем его неприятие буржуазного мира, его гуманизм, его страстную мечту о гармонической, светлой жизни. В своем произведении "Идиот" автор как раз повествует нам о поиске той правды, которую он ищет всеми усилиями, но так и не находит. Работа получилась очень грузной и тяжелой для восприятия, но тот, кто переборит в себе непонимание, получит драгоценный опыт и мудрый взгляд на жизнь великого писателя.
Достоевский хотел воссоздать образ "вполне прекрасного" человека, который отличался бы ото всех своей нравственностью. Результат его кропотливого труда предстает перед нами в виде Князя Мышкина - выходца из небогатой купеческой семьи, временно проживавшим на территории Швейцарии будучи больным нервным расстройством. Этот герой доверчив, лишен себялюбия, необидчив, бескорыстен, кроток и целомудрен. Скорее трогательный, нежели комичный в своей неловкости, Мышкин наивен и предельно искренен. При этом Лев Николаевич мудр и глубоко понимает человеческую природу с ее неодолимыми противоречиями. Благодаря своей болезни герой постиг минуты высшей гармонии, полноты и блаженства. Он верит в возможность рая на земле, в то, что все люди способны прозреть и преобразиться. Прообраз этого рая князю удалось создать в швейцарской деревеньке, объединив вокруг себя местную детвору, и он верит, что подобное возможно и в мире взрослых. В нем самом много детского. Детское, чистое, простодушное и доверчивое обнаруживает он и в окружающих его людях.
Писатель заботился о том, чтобы наивный, простодушный, открытый для добра князь в то же время не был смешон, не был унижен. Наоборот, чтобы симпатии к нему все возрастали, именно оттого, что он не сердится на людей: “ибо не ведают, что творят”.
Один из острых вопросов в романе - это облик современного человека, “потеря благообразия” в человеческих отношениях.
Страшный мир собственников, алчных, жестоких, подлых слуг денежного мешка и адвокатов Дьявола показан Достоевским во всей его грязной непривлекательности. Здесь и преуспевающий генерал Епанчин, пошлый и ограниченно-самодовольный, использующий свое положение для собственного обогащения, и ничтожный Ганечка Иволгин, жаждущий денег, мечтающий разбогатеть любым путем, и утонченный лицемер, трусливый аристократ Троцкий.Как художник и мыслитель Достоевский создал широкое социальное полотно, в котором правдиво показал страшный, бесчеловечный характер буржуазно-дворянского общества, раздираемого корыстью, честолюбием, чудовищным эгоизмом. Созданные им образы Троцкого, Рогожина, генерала Епанчина, Гани Иволгина и многих других с бесстрашной достоверностью запечатлели нравственное разложение, отравленную атмосферу этого общества с его вопиющими противоречиями.
Федор Михайлович Достоевский находит свой изобретательный подход в изображении столкновения гения с обществом, которое его не понимает. Такому просветленому персонажу с высокими нравственными иделами нет места среди столь хищного и развратного общества. Князь Мышкин - это олицетворение Добра, он привлекает к себе людей своим внутренним светом и всепрощением, но он же провоцирует и Зло. Вокруг героя кипят страсти и завязываются интриги, которым Князь не в силах противостоять. Беспросветная душевная мгла окончательно поглотит его разум, но такое завершение романа можно назвать скорее логичным нежели отрицательным. Такие люди как Князь Мышкин обречены на бесконечные страдания: в обмен на хорошие поступки и благие намерения они получают лишь очередные порции разочарования. Но их существование необходимо, чтобы лишний раз напоминать обществу о его уродливости и несовершенстве, чтобы если и не исправить, так не дать ему скатиться в большую пропасть.
P.S. Да уж, действительное название романа не "Идиот" а "Идиоты".
1267