Рецензия на книгу
Pudd'nhead Wilson
Mark Twain
Stan-i-slav29 октября 2024 г.Роман хорош одним: изображение быта той миссурийской дыры из которой происходил Клеменс (далее - МТ). Миссури - не настоящий южанский штат, это почётное членство за счёт рабства и джентельменско-рыцарской культуры белых, которую МТ ненавидел всем сердцем. Недостаточно демократический и свободный, чтобы быть янки, недостаточно плантационный, чтобы быть Югом. Так что "Низовья Реки" (Река = Миссисипи, другие просто река) это и Ад, для чёрных, где рабство настоящее, а не домашнее и рай - для белых южных джентльменов в белом. МТ тоже застрял между: южанин по облику, северянин по мысли.
Что ещё можно взять из романа? Вильсон со своей дактилоскопией пребывает как некоторая стабильная единица: просто из болвана, по мнению горожан, он становится мэром и гением. С самого начала будет понятно, что дактилоскопия - решает и вообще наука - хорошо. Повествование вращается вокруг Тома Дрискола, сын почти белой рабыни Рокси, подмененный с наследником судьи Дрискола. Тут замечание: из-за правила одной капли крови неграми и рабами были люди внешне неотличимые от белых из-за постоянного покрытия белыми господами чернокожих служанок. Собственно тема из "Принца и Нищего" : природа/кровь/генетика против воспитания. "Чёрный" раб растёт как господин и становится отменной скотиной, картёжником, вором, убийцей. Белый растёт как "негр" и становится крепким, простым и честным. То есть: воспитание решает? Или же Чёрный Том вырос негодяем по причине ничтожно примеси чёрной крови, а белый и в рабском состоянии остаётся благородным? Подозреваю, что МТ пытался доказать, что определяет воспитание, но тут можно сделать и противоположный вывод. МТ, вообще, уважал негров, которые может и простаки, но дети цивилизации и явно не любил индейцев - природную романтику он терпеть не мог, для него они сила противная цивилизации. Детективная история очень слаба: загадка отсутствует, роль отпечатков очевидно. Совершенно бессмысленно в повествование введены итальянские братья-близнецы, которых, без потери смысла, можно было бы вычеркнуть. Я гадал: зачем? Оказалось: МТ просто решил "приткнуть" двух героев из набросков другой повести. Художественно здесь очень низкий уровень: события происходят по авторской прихоти, персонажи убираются в стиле "он внезапно упал и умер от геморроя", когда перестают быть нужны автору. МТ, конечно, опять писал в второпях, имея в виду погашение очередного долга. Итог: Вильсон (внезапно) стал мэром, ложный Том разоблачён и продан в Низовья Реки, ложный негр занял законное место, итальянские братья взяли и уехали, местные остаются всё такими же болванами.
Ещё одно подтверждение: МТ был лучше как журналист, автор некоторых коротких историй, романы его третьесортны.Содержит спойлеры263