Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исповедь маски

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним28 октября 2024 г.

    Я не могу обходиться без кандалов - иначе поднимет голову моя совесть

    Второй роман японского писателя Юкио Мисимы «Исповедь маски» был опубликован в 1949 году издательством «Кавадэ сёбо». После выхода роман вызвал неоднозначную реакцию у читателей, однако был принят ими и вознесен до уровня вершины творчества писателя, что не просто так, ведь Мисима является настоящим мастером слова, а его «Исповедь маски» во многом автобиографична и затрагивает одни из самых потаенных углов человеческой души.

    После прочтения роман оставил тяжелое, но приятное послевкусие. Произведение отличается глубоким психологическим анализом лирического героя: он, оторванный и одновременно слитый с реальностью, живет в мире собственных извращенных понятий о красоте, любви и наслаждении, но за этой маской скрывается глубокие тоска и безысходность, мысли о невозможности стать полноправным членом общества. Мисиме удалось изобразить максимально точную картину внутреннего конфликта, которая отразила всю трагичность влечения героем его существования:


    «Я ведь не могу обходиться без кандалов, без какого-нибудь тяжкого груза – иначе поднимет голову моя совесть»

    Для меня «Исповедь маски» остается актуальным романом и для современности, потому что он заставляет задуматься о проблеме лицемерия, тяжести бремени самоопределения и выстраивании границ между реальностью и образом желаемого.

    В романе мы знакомимся с героем по имени Кими (его имя упоминается в романе всего лишь один раз), который в достаточно юном возрасте осознает свою гомосексуальность и открывает у себя наличие садомазохистических наклонностей.

    «Исповедь маски» охватывает большой пласт времени, который совпадает с несколькими важными периодами в жизни героя, а именно – детство, отрочество и юность: это период с 1925 по 1947 год. Кими, в юном возрасте столкнувшийся с необычностью своих наклонностей, со страданием осознает свою непохожесть на других и с этого момента роман начинает представлять собой его многолетние попытки понять и определить себя в «настоящем», «нормальном» мире. Мисима описывает портрет человека, который загнал себя в ловушку собственных иллюзий о бытие: ему настолько хочется казаться нормальным для окружающих, что он становится для них другим – «обычным» человеком. Однако каким бы нормальным для окружающих ни пытался выглядеть лирический герой, в фантазиях его преследовали представления о мужчинах и пытках молодых юношей. Говоря о названии, нельзя не упомянуть о факте его противоречивости – так, получается, что лирический герой, сам того не осознавая, не признает свои грехи - предпочтения, а сохраняет некую личину на протяжении всего повествования, однако много раз пытается раскаяться за свой образ мысли, но расплывчато и неискренне:


    «Каждый день я говорил себе: «Все, завтра начинаю путешествие в настоящую жизнь». Но поход без конца откладывался, год шел за годом, и ничего не поменялось»

    Однако, в жизни героя появляется заявка на приобретение «нормальности» в понимании общественности: внезапное пробуждение теплых и трепетных чувств к младшей сестре школьного друга Соноко выводят его стенания на новый уровень. Необычность возникших чувств порождает в герое множество мыслей и некоторое понимание того, что он как будто на шаг приблизился к «нормальному» образу, выстраиваемому в обществе, но мысли о возможной с Соноко свадьбе вызывают у Кими только страх, так как герой понимает, что любовь к ней исключительно платоническая. Даже случайная встреча с девушкой в конце романа и последующие разговоры и встречи с ней ничего не меняют в предпочтениях героя: мысли о мужчинах не покидают его, что намекает на осознаваемую им трагичность собственного существования.

    Содержит спойлеры
    9
    323