Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Как роман

Даниэль Пеннак

  • Аватар пользователя
    Oblachnost27 октября 2024 г.

    Гимн литературе и учителям литературы

    Аудиокнига!


    Человек строит дома потому, что живет, а пишет книги потому, что смертен и знает это. Он живет в коллективе потому, что он — общественное животное, но читает потому, что одинок и знает это. Чтение составляет ему компанию, которая не может заменить никакую другую, но и ее никакая другая компания не заменит. Чтение не дает человеку исчерпывающего объяснения его судьбы, но сплетает прочную сеть соприкосновений между ним и жизнью. Несущественных, тайных соприкосновений, которые провозглашают парадоксальное счастье бытия, раскрывая трагическую нелепость жизни. Так что основания читать у нас такие же странные, как и основания жить.

    Я просто в восторге от этого эссе. Это настоящие признание в любви классической литературе и сердечная благодарность автора всем тем, кто привил ему любовь к ней. Эту книгу очень полезно почитать и учителям литературы, и родителям.
    Но начало у эссе довольно-таки грустное. Оно не о том, как привить ребенку любовь к чтению, а о том, как эту любовь отбивают, и родители, и школа, и окружение. И что вернуть любовь к чтению не просто. Но можно! И самое главное в этом - заинтересовать детей. Автор сам некоторое время преподавал в школе, и знает о чем говорит. И еще он рассказывал об учителях и в обычных школах и в высших учебных заведениях, которым так удавалось заинтересовать своих учеников чтением, что они превращались в настоящих читателей. И эти учителя навсегда занимали места в сердцах и памяти своих учеников и студентов. Я тоже до сих пор с теплой благодарность вспоминаю свою учительницу литературы, у которой училась с 5 по 7 класс.
    Автор рассказал, как однажды он пришел в класс, где никто из детей (современный учеников-подростков) не читал и не интересовался чтением, а на уроки литературы ходил со скептицизмом и мрачным ожиданием принуждения. Но к концу первой четверти читал уже почти весь класс, и не только читал, но и делился впечатлениями, обсуждал друг с другом прочитанное, и в классе даже появилось некоторое соревнование. И началось все с того, что учитель начал читать в классе книгу в слух. И читал он "Парфюмера" Зюскинда. И при этом читал так завлекательно, что никто из слушателей не смог дотерпеть до следующего урока, им было настолько интересно, что же будет дальше, что они пошли в библиотеку, взяли нужную книгу и прочитали ее дома сами. И так было с каждой следующей книгой, с которой учитель начинал свои уроки. А потом к этим книгам присоединялись другие, прочитанные самостоятельно.
    Основным шагом для приучения к чтению, автор считает чтение вслух, с самого раннего детства. Потому что для ребенка, история, рассказанная матерью перед сном, это не только путешествие в волшебную сказку, но и миг семейного единения, время, когда он не делит маму (или папу) с другим миром, приключение, которое они совершают вместе. И что когда ребенок вырастает и начинает читать сам, ему очень не хватает этих минут. И он ощущает себя брошенным один на один с толстой книгой, которую НАДО прочитать.


    Мы, конечно же, «крутые», «продвинутые», мы «пофигисты» (и какие!), но школу мы «в гробу видали», ее требования нас «задолбали», мы «уже не маленькие», но всего-то и толку, что маемся в бесконечном ожидании, когда же станем взрослыми...
    Мы хотели бы быть свободными, а чувствуем себя брошенными.

    И тут я с ним полностью согласна. Потому что проверила его теорию на собственном опыте, и могу гордиться тем, что моя дочь любит читать. Но с самого раннего возраста, когда она пока еще ничего не понимала, я читала ей вслух, потом, когда она уже подросла достаточно для восприятия, читала в слух, и мы слушали много аудиокниг. И когда уже училась читать, читали вместе таким образом: страницу я - пару строчек она, и чем лучше она читала, тем больше было этих строчек. Мы с ней совсем недавно перестали так читать, а аудиокниги вместе слушаем и до сих пор. И, знаете, очень приятно слушать книгу вот так вместе с ребенком, особенно когда это одна из любимых книг, и видно, что и дочь от нее в восторге.
    Помню, как читала "Евгения Онегина" сама, дочери тогда было лет девять. И она спросила, что я читаю, и я начала читать вслух с того места, где остановилась. И она слушала и слушала, а на следующий вечер снова потребовала "Евгения Онегина". А сейчас она частенько интересуется, что я читаю, и можно ли и ей почитать эту книгу. Я ей иногда даю послушать места из своих книг, и она иногда даже расстраивается, если я считаю, что книга для нее рановата.

    Еще автор создал настоящую Декларацию правд читателя:

    • Право не читать.
    • Право перескакивать.
    • Право не дочитывать.
    • Право перечитывать.
    • Право читать что попало.
    • Право на боваризм (склонность подменять реальное воображаемым).
    • Право читать где попало.
    • Право втыкаться.
    • Право читать вслух.
    • Право молчать о прочитанном.

      И еще эта книга о книгах! Здесь их очень много. И автор рассказывает о них так восторженно, что сразу захотелось прочитать все книги, что упоминались в эссе, даже те, которые уже были прочитаны. Очень приятно было, что много упомянутых книг относятся к русской классике. Автор очень любит Толстого и Достоевского, и делится своей любовью с читателями. Он даже рассказал, как в десятилетнем возрасте впервые прочитал "Войну и мир", причем прочитал запоем! Для него вообще частенько мотиватором к чтению служил старший брат. Даниэль увидел у старшего брата в руках увесистый кирпич, и спросил о чем эта книга, тот ответил: "о девушке, которая любила одного, а вышла за третьего". Даниэлю стало интересно, как так может быть, и он прочитал, правда признался, что пропускал всякую скучную политику.


    Очень интересно было узнать о книге Гюстав Флобер - Госпожа Бовари . Так как автор эссе француз, то у них Флобер, как у нас Толстой, обязателен к изучению и всяческому анализу. Любопытно было выяснить, что Флобер писал эту книгу, чтобы высмеять женщин, которые очень уж увлекались дамскими романами и частенько подменяли реальность фантазиями, видимо в его время история госпожи Бовари (у нее был реальный прототип), была не редкой. И имя госпожи Бовари даже стало нарицательным для обозначения такого поведения.
    Понравилось, как в пункте "Право читать где попало" автор описал одного своего сослуживца по армии. Тот каждый день сам вызывался в самый ужасный наряд - чистить туалеты, и проводил там все время до обеда. А перед обедом появлялся и докладывал, что туалет вымыт. А все дело было в том, что каждый раз в кармане пальто у этого сослуживца лежал талмуд на 1900 страниц полного собрания сочинений Гоголя на французском. И этот солдат тратил 15 минут на уборку, а все остальное время посвящал чтению, сидя на фаянсовом троне.

    В завершение отзыва остается только сказать: "Читайте!" Хотя в нашем сообществе этот призыв излишний, иначе мы бы тут и не собрались))

    Озвучка отличная, книгу читал Игорь Князев. И Аллегро Моцарта в промежутках между главами было очень кстати))

    29
    220