Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Обломов

Иван Гончаров

  • Аватар пользователя
    Аноним27 октября 2024 г.

    Чему учит Гончаров?

    Рецензия по книге И. А. Гончарова "Обломов".
    «Не много поспишь, не много подремлешь,
    не много, сложив руки, полежишь;
    и придёт как прохожий, бедность твоя,
    как человек вооруженный» (Притчи 24:33).
    Когда я читаю книгу, то всегда задаюсь вопросом: «Для чего автор написал своё произведение? Чему он хотел нас научить?»
    На первый вопрос я могу ответить. Гончаров показал нам эпоху, которая существовала до 1860 года. В то время размеренная и скучная жизнь дворянского и купеческого сословия была обычным делом: не тяжёлая служба, званые обеды, светские беседы, сплетни, праздники и развлечения.
    Современник Гончарова, Анатолий Фёдорович Кони, с теплотой рассказывал о нём как о простом человеке, большом труженике, бедном и одиноком. В отличие от своего персонажа Обломова, Гончаров трудился цензором всю жизнь, но так и не обрёл своего «угла», «семейного гнезда». Некоторые черты характера Обломова схожи с чертами самого Гончарова: писатель не любил большие собрания, шумные застолья и дальние поездки. Ему ближе тихая вдумчивая беседа, разговор по душам и написание глубоких и пространных писем своим близким друзьям.
    Чему же нас учит автор? Он показывает нерешительного, «вялого», неактивного человека, чтобы вызвать в нас отвращение к лености и праздности? Увещевает не брать пример с нерадивого барина? Если бы Гончаров знал, в какое время мы живём, он бы понял, что леность и праздность остались с нами.
    Самый мудрый человек в мире, Соломон, говоря о ленивом человеке, назвал его «скудоумным». Обломов фантазировал, мечтал, строил планы в голове, но не предпринимал никаких действий для их осуществления. Почему? В. И. Даль определяет лень как «отвращение от труда, от дела, занятий, наклонность к праздности и тунеядству».
    Воспоминания детских лет радовали Обломова: все прислуживали ему, носили на руках, ублажали. Такую же праздную и пустую жизнь он продолжает вести и став взрослым. Нежелание трудиться вызвано отсутствием привычки или рассеянностью. В дальнейшем появляются психологические привычки: неуверенность в себе и отсутствие мотивации. Решение трудных житейских вопросов он перекладывал на плечи слуги или откладывал на «завтра», снова дремал и спал. Знакомые пытались «спихнуть» его с кровати, вывести в свет, но Обломов не хотел менять свою «позу».
    А. Ф. Кони беседовал с Гончаровым за два дня до его смерти. Он уверял писателя, что тот поправится, но услышал ответ: «Нет! Я умру! Сегодня ночью я видел Христа, и Он меня простил». Теперь понятно, что Гончаров раскрыл нам строки из Притчи, показывая их на людях своего «застойного» времени. Он хорошо понимал, к чему ведут праздность и леность. Да, суетная и шумная жизнь не нравилась Обломову, но бездействие в решении житейских вопросов, неумение зарабатывать на «кусок хлеба» приведёт к нищете и бедности.
    Как и Соломон, мы получаем полезный опыт от разглядывания «обломовщины»: «И посмотрел я, и обратил сердце моё, и посмотрел, и получил урок: Не много поспишь, не много подремлешь, и придёт бедность твоя». Хороший урок! Не надо лениться!

    3
    154