Рецензия на книгу
The Minders
John Marrs
Аноним27 октября 2024 г.Грязные секреты
Есть определённая категория контента, которую лучше всего описывает мем "так плохо, что уже хорошо". Я обращаюсь к подобному сорту развлечения, когда очень хочется хохотать гиеной, при этом не сильно напрягая мозг серьёзностью, и лично по моим оценкам творчество Маррса идеально вписывается в эту категорию.
Возможно, надо было сначала прочитать "Пассажиров", потому что по ходу повествования отсылки явно были на этот роман, но у меня отмечен вторым был именно "Носители", да, в принципе, и ладно. Какого-то существенного размывания сюжетного смысла как будто не было, только косвенные упоминания, как и историй с ДНК-тестами идеальной пары из "Единственного", но все они вполне внятно объяснены на пальцах.
А ещё было забавное ощущение, что на полноценную связь между всеми частями серии наплевал даже сам Маррс.
Потому как роман начинается с ощутимого ляпа автора в собственном лоре, что никак не объясняется.
Одна из героинь страдает о своей жизни, потому что оказалась генетической парой серийного убийцы из предыдущей книги. И всё бы ничего, если бы половина предыдущего романа не была построена на розовых соплях этого серийного убийцы, который уже встретил свою генетическую пару. Их что, две? Но автор сам утверждал, что такого не бывает. Или одна из них была ошибочной? Но соответствие получено позже сюжета "Единственного", то есть уже после того, как бардак в базе почистили.
И если это не обозначает, что автор писал роман на "отвали", лишь бы что-то можно было напечать, то я уж не знаю, что будет более ярким.Сюжет довольно полно пересказан в аннотации: в какой-то момент правительство Британии преисполнилось в своём познании и решило спрятать страшные тёмные секреты от грозной хакерской группы, которая терроризирует все правительства одно за другим. Пару раз секреты уже почти пострадали, и тогда правительство решает сделать гениальную вещь - наплодить живых носителей, сунуть им в голову каждому специальное хранилище и отправить в добрый путь.
В целом, почему бы нет, живые носители конфиденциальной информации со времён "Джона-мнемоника" в книжном эфире. Однако идея никак эти сверхсекретные сведения не шифровать, из-за чего они могут просачиваться в память носителя и там самораспаковываться, кажется очень своеобразным решением. Здорово, конечно, что их всех заставили подписать NDA и обработали психологически, но едва ли это даёт стопроцентную гарантию, что никто не захочет пренебречь клятвами стране и не предаст в какую-нибудь газету тайну могилы принцессы Дианы.А вот шаг с поиском подопытных кроликов через головоломку меня, в целом, особо не смутил: на уровне относительно достоверных сплетен не раз и не два ходили по сети истории, как разные интересные агентства вербуют участников разных не менее интересных хакатонов, а это относительно схожая механика, Цикада сейчас уже довольно сильно популяризована, да и прочие ARG, вход куда также происходит через решение загадок, существуют. В целом, отсев не хуже и не лучше любого другого, хотя, конечно, клик на объявление в интернете на "начни новую жизнь" неизбежно привлечёт самых наивных.
Настораживает другое - едва ли головоломку решили только пять человек. Неужели среди всех тех, кто прорвался, правда выбрали лучших? Что тогда было в оставшихся вариантах, страшно представить, если оставшиеся носители - результат тщательного отсева, а не просто отчаянная попытка хоть как-то заткнуть дыру в безопасности максимально странным способом.Персонажи картонные и унылые, по уровню проработанности образов списаны с гороскопов, а по уровню мыслительной деятельности - с героев ситкомов, потому что на полном серьёзе это безумие выдавать невозможно. Подавляющую часть эфирного времени они заняты тем, что страдают от своей неудавшейся жизни, причём занимаются этим что до получения новой личности, что после.
Как и в предыдущем томе, опять очень большой упор идёт на любовную любовь и чувственные чувства, никаких других поводов для тоски персонажам не подвезли. Независимо от того, на чём каждого конкретного участника зациклило, на сыне или на внезапной пустоте в ощущениях, причина всегда - "ах, меня никто не любит, ах, я никогда не найду свою единственную вечную пару, ах, как я несчастен в своём одиночестве".
Почему карательная психиатрия государственного проекта самой высокой важности сочла, что эта личностная драма в режиме нон-стоп не помешает выполнению ответственной миссии, неизвестно. Впрочем, с учётом того, что история подготовки новоявленных агентов кроме их полу-случайной вербовки, никак не описана, нельзя исключать, что никакого психиатра просто и не было.Приятно, конечно, замечать, что "и так сойдёт" - позиция интернациональная.
И вот, значит, заимев комплект особо ценной информации, носители разлетаются бабочками по всей Великобритании, где начинают радостно лелеять каждый своё собственное сумасшествие. Где-то там посреди идиллии новой жизни они понимают, что на них объявлена охота неизвестно зачем, и надо спасаться. Но поскольку набрали их не за то, что они умеют думать, а за то, что они умеют представлять цвета у звуков и цифр, довольно быстро почти все они мрут, не забыв ещё наделать по дороге каких-нибудь глупостей.
Ну и ни на миг не прекращая нытья, конечно же. А то вдруг читатель забудет, как тяжко им жить.Финал - очередной сон собаки, ничего не было, никого не было, и вообще, всё не то, чем кажется. В целом, это было довольно предсказуемо, потому что в конце каждого крутого боевика с грандиозной сценой последнего сражения должен быть какой-то треш-поворот, который обязательно поставит всё вверх дном (не поставил) и заставит посмотреть на всё по-новому (не заставил), но как бы и ладно [2].
Действие в романе развивается очень быстро, буквально сразу после вступления начинается бег с препятствиями, и он не сбавляет темпа. Система повествования такая же, как и в "Единственном" - мини-главы от каждого персонажа, которые каждый раз заканчиваются клиффхенгером, число рассказчиков сокращается к концу романа. Пару раз всё разбавляется вставками вроде каких-то документов или протоколов заседаний, но в основном всё повествование - точка зрения какого-то носителя, из-за чего остаётся очень много вопросов к лору. Язык очень простой, манера повествования очень лёгкая, читается книга быстро - от неё остаётся ощущение такой стремительности аттракциона, что сильно отдаёт попкорновым кино.
Однако всю дорогу меня не отпускал один главный вопрос: а это всё вообще зачем?
Ну то есть я понимаю, что у Маррса там в описаниях будущее, хоть и недалёкое, рост технологий, фантастические допущения, повальная цифровизация, и всё это хорошо. Но непонятна сама суть проблемы, которую надо было решать через такую сложную схему с каким-то там вживлением каких-то там нейрокапсул. Есть максимально простой способ оградиться от любых хакерских атак - он называется отсутствие подключения к сети. Украсть что-либо, если у этого чего-либо вообще нет сетевого интерфейса, не сможет даже самый умелый взломщик.
А чтобы выкрутить сложность гипотетического похищения на максимум, достаточно просто перевести всё это в аналоговую форму.
Да, конечно, бумажные носители придётся где-то хранить, и это требует много места, но не то, чтобы у британского правительства не нашлось десятка просторных подвалов, куда можно было бы упихать несколько тонн картонных папочек. И если страшные анархисты и государственные преступники захотят украсть архив, им придётся нанимать грузчиков и целый день таскать бесконечные коробки. Велика вероятность, что они отчаются раньше, чем справятся хотя бы с половиной.Почему никто во всём этом секретном шапито даже не попытался задуматься о том, как сократить риски? Почему идея выводить всю чувствительную информацию оффлайн в аналоговую форму даже не появилась в их светлых головах, вместо этого все ответственные лица такие "да, отличная идея нанять кого попало по объявлению и отправить бегать по стране с чипом в черепе, заодно дав доступ ко всем нашим грязным секретам"?
План надёжный, как швейцарские часы.Если читать "Носителей", напрочь отключив мозг и жуя попкорн, то этот роман читабельный. Он нелеп, глуп и абсолютно бессмысленен, потому что в нём нет ни одного элемента, к которому не хотелось бы придраться, а вся его драма закручена вокруг того, что все участники, от высших чинов до обывателей - полные хлебушки, но он читабельный. Маленькие главы, бодренький темп повествования и постоянные попытки покатать читателя на эмоциональных горках приносят свои плоды.
"Носители" - это голливудский боевик категории "В" в формате книги, полностью состоящий из клише, моя основная к нему претензия - он зачем-то притворяется фантастикой, и вот это он зря. Книга, что говорится, ни уму, ни сердцу, могла бы прекрасно послужить сценарием для какого-то бестолкового проходного фильма со взрывающимися вертолётами, но если не сильно искать в ней смысл, то это просто проходной боевичок на один раз. Красивые спецэффекты вытянули бы происходящее до "приемлемо", но в текстовом формате - оно ну так.
Но местами бывало по-гиеньи смешно.20274