Рецензия на книгу
Отец Арсений
Автор неизвестен
Аноним26 октября 2024 г.У меня неоднозначное впечатление от книги, с одной стороны вроде бы нам показывают реально живший персонаж. Известный ученый, искусствовед, автор книг и научных трудов. При этом его настоящее имя для всех секрет, т.к. «Стрельцов Петр Андреевич» - по-видимому псевдоним. В сети нет ссылок на его статьи, труды по искусствоведению, статей о нем самом, кроме как отсылок к книге «Отец Арсений». Нет ни одного фото отца Арсения, хотя он жил в 60-е и 70-е годы, когда сделать фото на память не было проблемой. Но фото нет – ни довоенных, ни более поздних. Все воспоминания написаны как-будто одним человеком, а не разными, как надо понимать по задумке составителя книги. Поэтому я склонна думать, что о. Арсений – это собирательный персонаж, составленный из разных свидетельств о разных священниках, которые были репрессированы и сосланы в лагеря и ссылки при Сталине.
Мне больше всего понравилась первая часть книги - «Лагерь», чем-то очень напоминает повесть Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Отец Арсений своим личным примером, беззаветным служением людям показал многим каким может быть человек. Многие люди, благодаря знакомству с о. Арсением преобразились сами и переосмыслили свою жизнь. Некоторые выжили именно благодаря помощи и заступничеству о. Арсения.
В книге рассматривается много судеб разных людей и как они повстречались с о. Арсением и как он им помог. Из этих рассказов складывается такая благостная картина про священника: он молится-молится-молится с утра до вечера и ночью, работает на износ и всем помогает, не помня о себе. В книге много однотипных рассказов-"свидетельств", так что это довольно однообразное чтение. И мне подумалось: как будто нельзя быть хорошим, добрым человеком и без уклона в религиозность. Мне встречались очень добрые, отзывчивые люди без всякой привязки к религии.
К сожалению, нам не показан духовный путь о. Арсения. Сведения о его молодости очень отрывочны. Гимназия, университет, потом послушание в монастыре в Оптиной Пустыни, постриг в иеромонаха и служба в московском храме. В каком храме – секрет, неизвестно. Как пришел к вере, как пришел в монастырь и начинал там свой путь - ? Нам показан уже духовно реализованный человек. Мне в этом плане больше понравилась повесть Л. Толстого "Отец Сергий", где показаны душевные подвижки, искания и метания человека, идущего путем духовности.
Читала ранее, в этом году книгу «Исповедь бывшей послушницы» - история молодой женщины, которая провела 7 лет в монастырях, получила психическую травму, долго восстанавливалась, вернувшись к прежней жизни и с тех пор про веру и религию слышать даже не хочет.
Старцы конечно есть, но это дар один на много тысяч, очень редкий! Эти люди интересны, их жизненный путь и опыт бесценны, но это мало кому дано.
Что совсем НЕ понравилось: это что в каждом рассказе любой хороший человеческий поступок – это непременно поступок человека, который верит в Бога. Если кто-то кому-то помогает, то потом выясняется, что помог верующий верующему. Это выглядит очень однобоко и похоже на завуалированную агитку.
Рассказов «духовных детей» отца Арсения – утомительно много и они очень-ОЧЕНЬ однообразны. Сделаны все рассказы по одной схеме: все плохо, трудная жизненная ситуация, молился = Бог помог, спас. При этом многие священники погибли, замучанные ссылками и лагерями, расстреляны, умерли от голода… Почему? ведь молились так же? – такова воля Божья. Я не спорю, разные случаи бывают, иногда везет, иногда нет.
Сами рассказы, каждый в отдельности, может быть готовым сценарием для отдельного фильма или книги. Большущее количество страниц вдохновляющих историй про верующих и как они замечательны. Конечно, в этих историях, если отрешиться от религиозной подоплеки, хорошо видна история нашей страны, как трудно выживали люди в 20-30-40-е годы. Жизнь села, жизнь ссыльных. События военных лет на фронте, разные случаи - описано хорошо, жизненно.
И в начале я читала с интересом, но с середины книги заскучала и к концу даже появилось ощущение мрака. Слишком унылое, безрадостное существование нам преподносится как эталон духовной жизни: отказ от мирского, светского – худ. литература, стихи (поэты Серебряного века раскритикованы), театр, хобби.., а в остатке – молитвы с утра до вечера, помощь всем страждущим в ущерб себе и своей семье, отказ от личного времени и комфорта ради служения другим (и все бесплатно) и т.п. Последователи о. Арсения показаны как некие схемы - правильные, но унылые.
Да и не верю я в то, что при СССР инженеры, студенты ВУЗов, врачи, ученые, люди занимающие видные посты могли истово молиться и в вере воспитывать детей и внуков! Помня реалии советской страны, партсобрания, демонстрации, комсомол и прочее, надо понимать, что верующий человек, если он хотел быть вписанным в систему, должен был жить двойной и очень изворотливой жизнью! Постоянно скрываться, таиться и лгать. И то же самое их дети (по книге с малолетства тоже верующие) ... Однако в советских реалиях это еще значит "минус" пионерия и "минус" комсомол! что в свою очередь означает НЕ поступить ни в какой институт и НЕ сделать никакую нигде карьеру! Если в школьном классе случался не-пионер (а такое было крайне редко и только если отец ребенка священник), то этот ребенок был в классе изгой! В книге эти "сложности" никак не отражены. Говорится только, что в коммуналках молились шепотом, как будто только в этом была сложность!
В общем, должно быть, эта книга - образец духовной литературы для интересующихся православием и православным старчеством. Но составители не учли кое-каких нюансов жития-бытия в СССР.
12533