Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Исповедь маски

Юкио Мисима

  • Аватар пользователя
    Аноним17 февраля 2015 г.

    Мисима легко ловит нас, читателей, в свою западню. "Исповедь маски" — действительно исповедь, очень автобиографчная, полная переживаний, мыслей и событий из жизни самого Юкио. Главный герой даже носит его имя. Но не стоит относить слово "маска" только к личности персонажа. "Маска", прежде всего, сам персонаж. И как бы нам не хотелось списать и спроецировать всё на личность Юкио Мисимы, со стопроцентной точностью это никогда неп олучится. Мы не знаем, где он исказил, подретушировал, изменил. Впрочем, это и неважно. Значительно уже то, что он хотя бы попытался исповедаться, пусть и с допущениями, пусть и от имени маски. Кто там говорил, что каждый человек может написать в жизни как минимум одну хорошую книгу про собственную жизнь? В случае с Мисимой такая книга сделала его знаменитым.

    Наверное, всё же, степень достоверности исповеди высока, хотя бы потому, что Мисима нежно любил (как бы комично не звучало это словосочетание применительно в данной ситуации) кодекс бусидо. Он старается быть предельно точным, жестоким, правдивым, вывернуть наизнанку себя-персонажа. Не стесняется откровенных и постыдных мыслей, даже напротив, чуть ли не впадает в гордыню от того, как он залихватски может их демонстрировать. Гомосексуальность и садо-мазо для того времени — настоящая бомба, учитывая, что автор почти не оставил себе лазеек, дабы скрыться за ширмой "это не я, это персонаж". В этом тоже есть какой-то элемент мазохизма, который нравится Мисиме. В "Золотом храме" был подобный момент, когда главный герой, совершивший постыдный поступок, жаждал уличения, чтобы в него тыкали пальцем и в ужасе прикрывали рот ладошкой. В "Исповеди маски" это самоуличение удалось осуществить. А стало ли от этого Мисиме легче? Этого нам тоже никогда не узнать. Допусти он хоть малейшую неточность в своей исповеди, а он наверняка допустил (потому что художественная реальность всё же бесконечно далека от настоящей, будь она хоть трижды суперпупермегаультранатурализмом) — и всё насмарку, эта неточность будет бесконечно уязвлять его натуру перфекциониста и радикала.

    Читать "Исповедь маски" может быть неприятно по многим причинам, отнюдь не всегда связанных с провокационным содержанием. Любая исповедь — штука интимная, личная, которую не принято выставлять всем на обозрение. Особенно тактичные люди могут просто испугаться (вплоть до отторжения) такого погружения в личное не слишком чистое бельё другого человека. Потому что вот граница моей личности, вот граница твоей, и если ты мой самый-самый-самый лучший друг или родственник, тогда, может быть, но необязательно, эти границы могут частично соприкоснуться. А Мисима ломает эти границы и тычет своим я, развоплощая его до уровня общественного. Пусть это и не настоящее я, а плотно приросшая маска, уж очень хорошо она повторяет основные формы лица.

    "Исповедь маски" можно не принимать, не понимать, не хотеть в неё вовлекаться, но всё же это прорыв и своего рода шедевр. Подвиг не столько писательский, сколько личностный. Может быть, нам это сложнее осознать из-за более европейского менталитета. В европейской традиции люди более открыты, а во многих религиозных течениях к исповеди в самых постыдных помыслах приучают сызмальства. Но не в Японии, где, напротив, по общепринятым канонам поведения стоит максимально изолировать свой внутренний мир от окружающих. Хотя, с другой стороны, может именно славянам и проще понять исповедь Мисимы, чем остальным европейцам, всё же болтаемся одной ногой в Азии. Есть у нас тоже эта едва ли не национальная особенность надевать маски при других людях, пусть и выглядят они совершенно не так, как японские. А в душу пускать только немногих.

    Вот вы бы могли рассказать всем и каждому о самых постыдных своих мыслях и желаниях, о мечтах и фантазиях, о нелепых ошибках и промахах, которые до сих пор заставляют вас краснеть?

    Мне же больше всего, неожиданно, понравилась сюжетная линия про различие любви телесной и любви духовной. Главный герой способен полюбить девушку, точнее, личность (тут пол её неважен) духовной любовью. Но его плоть жаждет только мужчин, поэтому возникающий диссонанс грозиться разрушить не только его собственную психику, но и чужую жизнь. Куда бы проще было, если бы и духовные чувства он мог испытывать только к мужчинам, а под ж ты, пол тут значения не играет.

    В общем, очень хорошая книга, но не для всякого читателя. Я бы вообще не рекомендовала начинать с ней знакомство с автором, сколько бы её не рекламировали, как ликбез по жизни автора и "самую знаковую вещь".

    73
    833