Рецензия на книгу
The Ocean at the End of the Lane
Neil Gaiman
Аноним17 февраля 2015 г.Началось с того, что мне очень понравилась обложка рекомендованной на флэшмобе книги. Именно ее мне больше других хотелось начать читать, не откладывая в долгий ящик. Почему-то не было никаких сомнений, что буду от нее в восторге.
В итоге книгу все же не прочитал, а прослушал, в исполнении Игоря Князева (кстати, очень приятный голос).
Страшно. История о ребенке, столкнувшемся с недетскими проблемами – это всегда страшно. Плюс чувство беспомощности, лютая правда о том, что тебя окружает, о твоих страхах, ночных кошмарах, которые сбываются. Но в то же время, по крайней мере поначалу, сбываются и детские мечты о том, чтобы за каждым кустом скрывалась тайна. Помните, как в детстве забирались на чердак – побояться? Книга Геймана – это поначалу и есть такой чердак, ты сидишь на полу, разглядывая старые книги и вещи, всё понарошку… в душе страх смешивается с восхищением от невиданного. Только потом понимаешь, что люк не открывается, темнота сгущается и из угла слышится голос, хотя ты знаешь, что на чердаке ты один. Если продолжить аналогию, у Геймана даже открытие люка не приводит к счастливому освобождению – там внизу не менее темный и страшный дом, который ты еще недавно считал местом спасения от всех невзгод.
Вот так и балансирует история – между «мурашки по коже» и «еще чуть-чуть и будет по-настоящему страшно».
А еще, если посмотреть глубже, сняв этот «плед из страхов», это история о судьбе наших воспоминаний, о том чувстве, которое возникает, когда мы смотрим на детские фотографии, когда этот мир, еще вчера бывший нашей реальностью, перестает существовать и остается лишь в нашей памяти.
Возможно, книга Нила Геймана оказалась мне близка еще и потому, что выбравшись из детства, я оставил в сердце маленький кусочек того мира, в котором жил тогда – мира фантазий ребенка, который не укладывается в прокрустово ложе сказок и детских страшилок, в котором Лес, Море, Дом – живые и непредсказуемые. «Океану…» удалось оставить лаз в моем сердце, дверь в тот мир детства.
Впрочем, поверьте, опасное это занятие – пускать в сердце иные миры…
720