Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним16 февраля 2015 г.

    С "Тошнотой" у меня долгая история, так как заинтересовалась я Сартром еще, наверное, со времен первого сезона скинс, а было это сто лет назад. Потом я долго не решалась начать читать этот роман, так как с моим переездом в Москву я постоянно находилась в угнетенном состоянии и мне казалось, что если я полезу в дебри экзистенциализма, то умру от осознания ничтожности и бессмысленности своего существования. Да я и не знаю ни одного человека, который бы при упоминании Сартра не кривил лицо, не закатывал глаза и не говорил, что читать этот бред невыносимо. Сейчас я выползла из ямы уныния и никакая тошнота не сможет повлиять на мою бодрость духа (может быть это временное состояние, но пока оно именно такое и я не могу им не наслаждаться), поэтому я смело принялась за этот роман, написанный в форме дневника, повествующего о нескольких днях Антуана Рокантена. Писать он начал в тот самый момент, когда в первый раз прочувствовал "тошноту". Что же это такое? Тошнота находится не внутри человека, а окружает его, это те моменты, когда ты выпадаешь из настоящего, когда все предметы и явления вокруг тебя начинают жить своей собственной жизнью, оборачиваются своей мерзкой стороной, всё становится отвратительным, всё отталкивает. Мне очень трудно объяснить это состояние, но Сартру это мастерски удается. Во время приступов тошноты Антуан находится в отчаянии, не понимает, что с этим делать и как справиться.

    Протагонист - типичное унылое говно, что в целом по духу мне очень близко и понятно. Я сама во многом на него похожа, и я прекрасно знаю людей, которые ведут себя таким образом. Рокантен чувствует себя очень одиноким, при этом ему хочется с кем-то поделиться своими чувствами и мыслями, но он специально ведет себя так и делает вид, что не с кем это делать и незачем. Упивается своим одиночеством, отдается ему полностью, страдает и бережет его как семейную реликвию. Его отношения с Самоучкой являются лишним подтверждением моих слов. Страдания - это лучшая роль в моей жизни, очень удобная и ничего от тебя не требующая. Гораздо труднее находить поводы для радости, замечать их и наслаждаться ими, ценить. А поводов для "пострадываний" всегда миллион.

    Больше всего Рокантена напрягают существования, они повсюду, но убийство и самоубийство не выход, так как эти действия породят за собой новые существования в виде тела, запаха, крови. И только муху можно легким движением руки избавить от жизни.

    Самоучка, единственный знакомый Антуана, с которым он общается, хочет стать ему другом, ведет себя подобострастно, вечно лебезит (мне это, кстати говоря, тоже во многом знакомо), будучи гуманистом, он нашел свой смысл в людях, но там тоже без червячка не обошлось.
    Конец вполне бодр, Антуан решает, что искусство - это единственное оправдание существования, и решает написать книгу как попытку примириться со своим прошлым и дать цель настоящему.

    В общем, история о лишних людях, которые сами себе это придумали, поверили и живут не пойми как. Дураки. Мы все ду-ра-ки.

    P.S. "Это они-то профессионалы опыта? Да они всю жизнь прозябали в отупелом полусне, от нетерпения женились с бухты-барахты, наудачу мастерили детей. В кафе, на свадьбах, на похоронах встречались с другими людьми. Время от времени, попав в какой-нибудь водоворот, барахтались и отбивались, не понимая, что с ними происходит. Всё, что совершалось вокруг, начиналось и кончалось вне поля их зрения: смутные продолговатые формы, события, нагрянувшие издали, мимоходом задели их, а когда они хотели разглядеть, что же это такое, — всё уже было кончено. И вот к сорока годам они нарекают опытом свои мелкие пристрастия и небольшой набор пословиц и начинают действовать, как торговые автоматы: сунешь монетку в левую щелку - вот тебе два-три примера из жизни в упаковке из серебряной фольги, сунешь монетку в правую щелку - получай ценные советы, вязнувшие в зубах, как ириски".

    2
    50