Рецензия на книгу
The Goldfinch
Donna Tartt
ksu1215 февраля 2015 г."Я часто думал о том, что сказал Хоби - о тех образах, что поражают нас в самое сердце, что дарят нам проблеск красоты, красоты куда более безграничной, которую можно потом проискать всю жизнь да так и не обрести снова."
Настоящая криминальная драма, социальный роман, который начинается, как классическая история, но довольно быстро перерастает в совершенно современное, модернисткое, актуальное, довольно жесткое произведение, от которого порой хочется зажмуриться, а порой закрыть глаза и бежать , а потом снова вернуться и расплакаться.
Музей, картина Фабрициуса "Щегол", тринадцатилетний мальчик Тео, его мама, старик Велти и девочка Пиппа - как же их закрутит в водовороте событий, погрузит в пучину хаоса и потерь. Будет и почти сказочная загадка с картиной, с кольцом, со стариком Хоби, которого надо найти и что-то узнать. Тео узнает, конечно, но сколько всего будет до этого. Я уже была в предвкушении красивой модернисткой сказки в декорациях почти 19 века. И вдруг крутой поворот. Одинокий Тео вынужден уехать в Вегас, вот здесь-то и начинается социальная драма с предпосылками к криминальному произведению. Уже два подростка Тео и Борис, без мам, зато с отцами, у которых все не так в жизни, они не выросли из своего переходного возраста, но ожесточились, разочаровались и плыли по течению. Как они могли заниматься воспитанием? Сыновья почти не учатся, пьют и наркоманят, маются от безделья, матерятся почем зря.
Будет и сама криминальная драма, когда Тео и Борис подрастут, и станут молодыми людьми. И снова водоворот событий, в которых повинны все. "Щегол", вокруг этой картины, изображающей одинокую птицу, все и крутится - и беды, и некое понимание жизни, ценностей, Тео, Борис, Пиппа - они такие же одинокие привязанные "щеглы". Будет и антикварный магазин, и настоящее подлинное искусство и подделки, эти красивые копии.
"Потому что линии красоты есть линии красоты. Даже после того, как ее сто раз пропустили через ксерокс."
Роман о щемящем одиночестве, о страхе, что все не так, об ошибках. Не всех здесь жалеешь, не всем сочувствуешь. Мне очень нравились Хоби и Пиппа. Эти два персонажа вызывали настоящую симпатию. К Тео сложное отношение. Он мне не симпатичен, но я могу понять и принять его боль. Борис не близок мне совсем, даже не тем, что он ведет постоянно асоциальный образ жизни, а тем, что он где- то далеко не здесь, где- то глубоко зарыто его истинное, так глубоко, что мне даже не всмотреться. Он мог бы горы воротить, но... воротит он их не там, делает не то, попросту прожигает жизнь. Может, если бы Тео встретился кто-то другой на пути, он был бы другим, не нагородил бы столько ошибок? Вряд ли. У него были Хоби и Пиппа, ну и что, он все равно шел своим путем, просто Бориса он понимал, Пиппу необъяснимо любил, Хоби тоже оставался для него настоящей загадкой, которая всегда его манила, но долго не подпускала.
Наверно, все бы было по-другому, если бы и у Тео, и Бориса, были мамы... Все бы было иначе, они росли бы в любви и заботе, а так... Не хватало им силы характера на правильные поступки, и как-то к правильному они шли очень долго, окольными путями, блуждая и спотыкаясь, порой падая, желая смерти самому себе, и карабкаясь дальше...
"Не было тут единого ответа. Ответов было множество. То была загадка, обраставшая все новыми и новыми разгадками."
Я бы не сказала, что это легкое и простое чтение. И грязи хватает. Не понравится тем, кого отворачивают острые социальные драмы, с плохими родителями, заброшенными подростками, пьянством и наркоманией, матом и нигилизмом. Потому что все это будет. Сказочки не получится... Но Тео, наш маленький одинокий "щегол" все же станет другим, немножко прозреет и будет жить дальше, и писать письма маме, давно ушедшей в иные миры.58493