Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Однажды тёмной зимней ночью...

Элизабет Макнил, Киран Миллвуд Харгрейв, Джесс Кидд, Бриджет Коллинз, Эндрю Майкл Хёрли, Лора Перселл, Наташа Полли, Имоджен Гермес Гауэр

  • Аватар пользователя
    Аноним21 октября 2024 г.

    Холодное. Зимнее. Жуткое.

    Тут надо отметить, что я сама себя обманула в ожиданиях, отчего сборник зашёл не так хорошо, как хотелось бы. Повелась на картинку на обложке и название, и почему-то решила, что меня ждут жутковатые, но новогодне-рождественские истории. По факту истории происходили зимой и частично - под рождество, но акцент был смещён больше именно на жуткость и зимнесть, а не новогоднюю рождественскость. Поэтому вместо сборника новогоднего настроения (да, я ждала его), я получила сборник хороших готических рассказов. Проблема меня, не авторов. В любом случае, сборник всё равно оказался чудо как хорош. Ну, почти.

    "Этюд в чёрно-белых тонах" за авторством Бриджет Коллинз порадовал исключительной атмосферностью - описания местности, погоды, освещения прекрасно позволили представить себе абсолютно всё реальное, что происходило в книге. Акцент на освещении особенно впечатлил - я ещё никогда не представляла себе зимние сумерки так ярко, как при прочтении этого рассказа. Что же до "нереальной" части, то это оказалась классическая история про дом с приведением, коих было уже немало, и потому сильно испугаться не получилось. Тем более герой и привидение, судя по всему, стоили друг друга, отчего не вышло даже сопереживать кому-то из них.

    "Обитатели дома Твейтов" Имоджен Гермес Гауэр - это тоже история про дом с привидениями. Однако здесь поднимаются достаточно серьёзные темы о насилии в семье и роли женщины в суровом мужском мире - об этом важно и нужно говорить (особенно сейчас), но желательно не этой героине. Она, конечно, показывает пример того, какими могут становиться женщины, если их ограждать от всех решений и важных дел, но, по сути, на протяжении всего рассказа героиня, совершившая один смелый и решительный поступок, предаётся мечтаниям и абсолютно не строит реалистичных планов на дальнейшую жизнь, препоручив свою судьбу отцу. И в чём здесь сила? И в чём здесь самостоятельность? Какой положительный пример даёт нам героиня?

    "Поющие болота" от Наташи Полли оказались очень уютным и тёплым рассказом, близким к святочному. Мягкий снежок, сияющие гирлянды и рождественские ярмарки - что может быть лучше? Ну, наверное, отправиться в путешествие в какую-то дикую глухомань, которая с высокой долей вероятности захочет вас убить. Идеально для праздников! Но история получилась чудесной, манера письма автора - мягкой и приятной, а персонажи - интригующими. Отличная реклама для полноценного романа об этих же героях (который я теперь скорее всего не удержусь и прочту).

    Рассказ "Лили Уилт" Джесс Кидд заставил вспомнить одновременно и классику Эдгара По, и частично - Мэри Шелли, и другие интересные истории о воскресших мертвецах, не дающих покоя живым. История достаточно длинная, многословная и богатая на детали, а мораль помещается в одной строке: не стоит вмешиваться в естественный порядок вещей. То, что мертво, таким должно и оставаться.

    "Кресло Чиллингема" Лоры Перселл на поверку вышло отличной детективной историей, в которой приведение помогло раскрыть несколько убийств, но, к сожалению, не успело спасти всех. Автор умело сохраняла интригу до самого финала - я не сразу догадалась, в чём же дело и кто главный подозреваемый в этой истории. Помимо прочего, порадовали и герои, как будто сошедшие со страниц "Гордости и предубеждения" - корыстная и честолюбивая мать героини живо напомнила миссис Беннет, а Эвелин и Сьюзен - Лиззи и Джейн соответственно.

    История "На Солеварной ферме", написанная Эндрю Майклом Хёрли оставила смешанные впечатления. С одной стороны, очень порадовала атмосфера и язык - все сцены было очень легко прочувствовать и вообразить, настолько хорошо они были описаны. С другой стороны - это достаточно религиозная история про фанатиков и "оригинальное" лечение алкогольной зависимости, и всё это в совокупности оставляет неприятное послевкусие (как и задумывалось автором - ведь его герой так же остался настолько поражён открывшимися ему картинами, что не смог до конца оправиться).

    "В карминной комнате" за авторством Киран Миллвуд Харгрейв повествует нам, по факту, об ужасах послеродовых депрессии и психоза (а по сюжету - о злой и страшной ведьме, которая хотела похитить новорождённую малышку). В правильных викторианских декорациях история ужасает всем - и подходом к процессу деторождения, и методами лечения рожениц, и, конечно же, всё тем же обозначением положения женщины в обществе - милая, но глупая безделица, к чьим словам не принято прислушиваться, и кого не принято воспринимать всерьёз. Задуматься - так сколько же жизней было загублено таким подходом!

    "Завр Криспа" Элизабет Макнил, оказался, пожалуй, единственным рассказом, который мне совершенно не понравился. Основная мысль рассказа - безумная одержимость идеей губит семьи, разум и жизни. Идея ясна. Но вот всё остальное... Персонажам недостаёт мотивации, и в целом они остаются не совсем понятными. Супруга главного героя и её странное увлечение (а так же все её последующие поступки) - зачем она вообще в этой истории? И почему она такая? Нет ни движущей силы, ни какого-то фитиля - все события выглядят прибитыми гвоздями к сюжетным рельсам, их ход не похож на естественный. И эротика (достаточно пошлая, причём) среди этого всего также выглядит неуместной, излишней. Хотя, натягивая сову на глобус, можно извернуть основную идею рассказа на какой-нибудь фрейдистский манер, списав исследовательский азарт главного героя на сексуальную неудовлетворённость, детские комплексы и желание что-нибудь компенсировать.

    Содержит спойлеры
    7
    164