Рецензия на книгу
Тошнота. Стена. Слова. Ставок больше нет
Жан Поль Сартр
Аноним20 октября 2024 г.Шестисотстраничный сборник, составленный из избранных произведений известного французского экзистенциалиста, больше года дожидался на моих книжных полках своей очереди на прочтение. Его знаменитый роман-пьеса "Ставок больше нет" в прошлом году стал для меня одной из лучших книг года. Очаровал сразу и надолго - вот до сих пор не отпускает меня та невообразимо прекрасная и трогательная сартровская история о невозможной любви. Потому и решение знакомиться дальше с творчеством Сартра вряд ли можно счесть спонтанным. Нет, напротив, мне действительно хотелось насладиться им целенаправленно и сполна, открыв по возможности для себя новые грани его таланта и творчества.
В представленном сборнике, помимо прочитанного мною романа, содержатся также самое известное, пожалуй, его произведение - "Тошнота" (из забавного: долгое время, еще до прочтения "Ставок...", была наслышана о "Тошноте", но все никак не решалась подступиться -пугает меня все-таки вся эта "болезненная" тема, описание недугов, страданий и прочего, не люблю что-то чересчур физиологичное и натуралистичное. К счастью, здесь этого и не было, боялась зря), несколько рассказов ("Стена, "Комната", "Герострат", "Интим", "Детство повелителя"), его биографические очерки "Читать" и, соответственно, "Писать" (объединены в раздел "Слова").
Открывал книгу роман "Тошнота" (в переводе Ю. Яхниной), в который влюбилась почти сразу, с первых строк и мыслей. Вот такое я действительно люблю - зыбко-философское, глубокое, безнадежно красивое. Я училась у главного героя осознавать себя в текущем моменте, да-да, то самое пресловутое "быть здесь и сейчас" (давнишнее мое увлечение эзотерикой постепенно сошло на нет, но вот это желание почувствовать момент, ощутить себя в нем и остановить внутренний диалог со мною осталось и поныне), остановить бег времени, ощутить свое существование - зримо, четко, ясно. Вместе с ним же, главным героем-писателем, постигала сложносочиненное искусство "совершенных мгновений". Перфекционизмом, к слову, по жизни не особо отличалась - лень и все такое, но вот сделать совершенным, идеальным малюсенькое мгновение силы воли бы у меня, думаю, хватило бы. Меня, как и его, всерьез захватили рассуждения о приключениях в нашей жизни и что ими вообще можно считать (у меня без них по жизни не обходится.
Завороженная, следила я за тем, как все больше погружается он в историю персонажа, о котором сам пишет книгу, - о некоем, давно усопшем маркизе. Обожаю про писателей. это во-первых. А во-вторых, это действительно интересная история, как одна жизнь, давно прервавшаяся, управляет жизнью еще продолжающейся.
Отношения с женщинами, с собой, случайными попутчиками по жизни... Такая обычная жизнь обычного человека, она ведь может быть увлекательнее любых фантастических вымыслов, достаточно разбавить ее внутренними философскими монологами от первого лица о сути бытия, подлинном "я" и прочем.
Представленные в сборнике рассказы оставили после своего прочтения двойственное впечатление. Не любитель по жизни малой прозы, не смогла я по достоинству оценить ее и здесь. Все же мне нравятся больше более развернутые, полноценные истории - со своей завязкой, кульминацией и развязкой. Краткого кадра-слепка с реальности мне обычно мало. Вдобавок ко всему Сартр в своих "короткометражках" открылся для меня с неожиданной, не самой лучшей свей стороны. Слишком откровенные, зачастую даже вульгарные описания, насыщенные излишне физиологичными подробностями, не пришлись мне по душе: ничего нового они не дополняли к описанию собственно характеров персонажей. Истории Сартра оказались либо скомканным, либо бессмысленными ("Герострат", "Детств повелителя" и "Интим" - вот эти сартровские произведения уж точно никому не рекомендую, но решайте, как обычно, сами). Порадовали же рассказы "Стена" и "Комната" (вот их, напротив. рекомендовать могу и точно рекомендую). Один - про жажду жизни в камере для смертников в ожидании исполнения страшного приговора (такой тонкий ответ Камю, насколько я могу судить), второй - о любви, для которой не важны условности (в виде мнения света или внешних обстоятельств бытия). Рассказ сколь же трагичный и страшный. столь же и красивый, завораживающий.
Биографическая повесть "Слова" состояла у Сартра из рассказов "Читать" и "Писать". Биографии я люблю, тем более такие мастерски исполненные. Кстати, и тут Сартр смог меня удивить. Я не замечала за ним прежде этой склонности к иронии, острой, горькой и злободневной. "Читать" понравился больше (раннее детство будущего классика, сложные жизненные обстоятельства - он рано потерял отца...). "Писать" же показался более размытым, опять же - каким-то недосказанным, но и там, к слову, нашлась пара моментов, которые бы хотелось отложить в памяти "на подольше": очень красивые и глубокие размышления писателя о роли литературы в нашей жизни и обществе, сути и смысле писательства, первых шагах на непростом литературном пути. Претензия у меня снова одна: мне было мало, о писательстве я готова слушать и читать часами. Короткие заметки не могут утолить моего природного любопытства. А возможно, дело еще и в том, что одновременно с Сартром читала я биографию Пратчетта. И вот, по аналогии с английским фантастом, хотелось знать о французском классике все-все.
Заключительная часть сборника - прочитанный мною роман-пьеса "Ставок больше нет". С удовольствием перечитала я это замечательное произведение, но мое мнение по поводу него ни капли не изменилось, а потому оставлю здесь ссылку на ту мою прошлогоднюю рецензию - рецензия. От души рекомендую, кстати, Должно понравиться, если любите драматически-романтичные истории в фантастическом ключе (коктейль действительно потрясающий: не оторваться!)
Рекомендую ли сборник к прочтению целиком? Скорее да, чем нет, особенно если ваши отношения с малой прозой складываются по жизни лучше, чем мои, только учтите: сборник не для развлечения, эта книга заставляет думать...
2311,2K