Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Тошнота

Сартр Ж.П.

  • Аватар пользователя
    Аноним19 октября 2024 г.

    Существуешь? Тяжело тебе!

    Думается, важнейшим аспектом произведения стоит назвать детальнейшее описание хода мыслей, когда настолько вникаешь в суть вещей, что само из существование заполняет всё вокруг тебя. Да, мне знакомо это чувство, знакомо обдумывание каждой крупицы, жеста и слова, оттого какую-то часть книги я просто недоуменно восклицала: «Ну да, проходили, и что дальше?».
    В описании книги напечатали слова «осатаневший от одиночества», а мне кажется, что нет, не от одиночества: герой Сартра тяжело болен бесконтрольным мысленным потоком углубления в само «существование». Звучит пафосно, наверное, но других слов не нашлось.
    Так как книга написана в формате дневника, мы видим исключительно внутреннее, почти полностью лишенное внешнего и стороннего взгляда. Кому-то это могло показаться хорошим ходом для демонстрации мысленного восприятия, а мне это давало ощущение однобокости - да, читатель в книге существует только в контексте героя и полного понимания картины ему не достичь, и меня лично это очень ограничивало. Мы видим не цельную картину, а то, как ее видит герой - каждое действие окружающих он интерпретирует в негативном, лишенном чистоты смысле, ему все «кретины», «идиоты», «подонки». Понимаемо - герой Сартра существует в абсолютном негативизме, для него уже сам факт существования, извините за повтор, является ужасающим и причиняющим страдания. И именно здесь мы с героем в корне расходимся - у меня на этот счет абсолютно противоположная позиция. Во многом я узнавала себя из прошлого, а оттого хотелось кричать и ругать героя, замкнувшегося на своей картине мира и тонущего в ней.
    Интересен персонаж Анни - на их встрече чтение наконец-то начало давать какие-то новые мысли, а не простое пережёвывание старых. Театральное отношение к проживанию «идеальных» мгновений, даже как будто бы их коллекционирование, приводящее к четкости, жестокости и строгости в соблюдении всех ритуалов ещё больше подчеркивают антитезу с плывущим по течению существования, забывающим всё и всех главным героем. В принципе интересен тот факт, что и Самоучка, и Анни в этой книге оттеняют героя, противопоставлены ему в каком-нибудь одном значительном аспекте. Разве что непонятна участь Самоучки - мне этот ход показался мерзким и неуместным. Для чего это было преподнесено? Естественно, герой Самоучки не был однозначен и его суждения делились на два всю книгу, естественно, у него была скрытая, личная мотивация, и ведь в конце концов это выглядело как «Смотри, персонаж со своими идеалами, любящий людей, оказывается грязным, видящим свою выгоду, неискренним по отношению к озвученным ценностям». Добавление ветки этого персонажа в книгу - попытка развинчивания внешней благонравности? Если так, то создается ощущение, что для автора не существует вообще ничего хорошего - только серое, серое и серое, такое же тошное, как и описанное в книге существование. Будто бы все изначально кажущееся чистым и лишенным злого умысла в конце концов окажется отвратительным - вот такую идею несет герой Самоучки? Никому не кажется это чересчур негативистским?
    Помню, как при прослушивании героем той самой пластинки, мысленно воскликивала: «Тебе так нравится, иди в музыку! Это было бы спасением». В итоге я лишь немного промахнулась - герой действительно нашел свое дело именно благодаря этой музыке, разве что вместо нот он решил писать буквы. Это порадовало, но его мотивация всё равно оказалась мне чужда, честно признаться, в каком-то смысле она даже пугает: создать предмет искусства, дарующий вечность ВОПРЕКИ существованию и ЛИШЕННУЮ его же.
    Казалось бы, творчество как концепция могло бы дать  ощущение жизни, а не стать концепцией замены смерти…


    Содержит спойлеры
    3
    236