Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Mockingjay

Suzanne Collins

  • Аватар пользователя
    Аноним12 февраля 2015 г.

    Мне 32 года и я далеко не подросток, но иногда, право же, читаю подростковые франшизы, иногда мне они даже нравятся. Я человек в литературе почти всеядный и не буду фукать, дескать это для подростков и все такое, в конце концов если книга хорошая и интересная, она интересна в любом возрасте.
    Так вот Голодные игры, честно говоря, не могу написать отзыв к каждой книге, воспринимается вся серия целостно, как одно большое произведение. Вторая и третья часть вообще как бы неотделимы друг от друга.
    Мир сам по себе мрачный, но с каждой книгой делается все мрачнее, пока в конце концов автор не приводит нас к кульминационной битве на площади Капитолия.
    Мир Панема.
    Будущее, год не ясен, произошли какие-то катаклизмы в итоге те, кто выжил, образовали государство Панем (хлеб на латыни). Государство, контролируемое Капитолием и включающим в себя 12 дистриктов. Получается смесь английской и латинской терминологии. Древний Рим в будущем. Где лозунг panem et circenses - хлеба и зрелищ звучит более чем актуально.
    В Капитолии развита электроника, биотехнологии, но дистрикты прозябают в голоде, борьбе за выживание, кто-то работает в шахтах, кто-то в садах. Везде кругом неравенство, автор судя по всему хорошо знакома с историей Рима, боями гладиаторов, мир Панема- пародия на Рим, плохая грустная пародия.
    Что за пределами Панема мы не знаем, автор не хочет возможно запутывать мозги читателей еще и этим, причем судя по всему никто из людей не знает, что за бортом Панема и не пытается оттуда сбежать, в другую страну например.
    Если глянуть на карту Северной Америки. но мы легко найдем горы Аппалачи на востоке штатов, где по задумке находится 12 дистрикт, в Скалистых горах на западе находится центр - блистательный Капитолий, который утопает в роскоши и пороках.
    То есть довольно большая территория. мир странный, немного нереальный. Еще хорошо видна расовая дискриминация, это очевидно, это на поверхности. Капитолисты - люди в классическими чертами лица, прямым носом, светлая кожа и светлые волосы. Римляне одним словом, тогда как остальные на периферии варвары, отбросы.
    Чем ближе к Капитолию, то такого типа внешности больше, 1,2 дистрикты не исключение - Катон и Мирта, Кашмир и Глосс, Диадема, Брут. все по описанию классические светлые. Власти тое выглядят классически и Сноу и Койн. Чем дальше от центра, тем больше встречаются мулаты, темноволосые смуглые, 11 дистрикт весь такой, помните Руту и Цепа. 12 пусть и маленький, но уже не однородный, там есть дети Шлака, и дети торговцев. такие как Пит Мелларк, Китнисс вышла серединку на половинку, но живет в Шлаке, но ближе к первому. Они ровня с Гейлом, но не с Питом. Дети шахтеров из Шлака темные смуглые, торговцы -блондины. Ясная четкая расовая дискриминация.
    Тем неожиданнее финальный выбор президента Пейлор, темнокожей женщины лидера повстанцев из 8 дистрикта, тогда как Сноу и Койн оказались повержены. Все это мы знаем из истории - Нельсон Мандела и темнокожие борцы за свободу. Как-то так.
    Еще такой мне кажется важный момент, многие говорят в комментариях, что автор не раскрыла мир, не раскрыла мир за пределами Панема, толком не рассказала о том апокалипсисе, что предшествовал образованию Панема. Но ведь мы читаем мысли 16-летней Китнис. которая живет в отсталом дистрикте, образование в котором ни к черту. Откуда, если если там преподают только про уголь, историю Панема (в редакции Капитолия) читать и немножко математики, откуда ей знать подобные вещи? Если бы автор от 3-го лица написала, тогда да, стоит согласиться.
    О символизме.
    Хлеб главный символ - хлеб везде - "Мальчик с хлебом. подаривший жизнь", "я всегда буду доверять моему мальчику с хлебом". Главный герой - сын пекаря. Хлеб из разных дистриктов перед бойней, хлеб присланный ментором. хлеб как знак. от и до звучит хлеб, как и в названии страны.
    Зрелища - это тоже ясно гладиаторские бои в современных условиях. Что самое дорогое для людей - дети, давайте возьмем детей и заставим их мочить друг друга. Мрачно.
    Мятежи выглядят символично и весьма знакомо, Капитолий 75 лет назад подавил мятеж и придумал Голодные игры в целях запугивания, держания народа в страхе. Здесь конечно антиутопия, потому мрачно все, и идея доведена до абсурда и жестокости древнего Рима. Но мы-то жили 70 лет от революции до путча, причем тоже многие в страхе. Все весьма символично и похоже, потому звучит финал, когда лидер повстанцев борется с существующей властью, а когда власть в руках делает тоже самое - бьет тем же оружием, теми же играми.
    Ничего не меняется, когда люди приходят к власти.
    Сойка-пересмешница -это показывается, как легко сделать символом человека, который вряд ли этого желает, но когда нужно народ за кем-то отправить, чтобы его любили и ему верили.
    Брошь подружки, доставшаяся от погибшей на играх тети, мастерство стилиста, любовь мальчика, который заставил полюбить девочку весь Панем,4 ноты, которые напела девочка из соседнего дистрикта и 3 пальца, как дань уважения. Вот тебе готовый символ, за которым идут массы. И который используют одни ради свержения других. и всем плевать на народ и на 17 летнюю девочку, которая лишь любит сестренку, маму, свой дом, друга детства и своего мальчика с хлебом и которая в концу фактически достигла своего предела в этой борьбе и желании защитить близких.
    о цикличности. Мы уже давно знаем, что история возвращается, только в новом проявлении. Это есть и в реальности. Ибо теперешние войны, революции все уже когда-то были.
    Тут видим возращенный древний Рим, гладиаторские бои, восстание Спартака - женскую, современную. Это и в политике и в жизни. Мы видим лабиринт минотавра. в который родители каждый год отдают детей в дань.
    Мама, которой пришлось выбирать между шахтером-охотником и пекарем, тоже перешло и дочке и выбор она делает прямо противоположный, но тоже по любви. Хэймитч, который на арене побоялся объединиться с девочкой из своего дистрикта, но для его трибутов это стало спасением. Он тоже дерзнул на арене показать, что он не просто пешка, за что он и поплатился гибелью близких. Все повторяется и мятежи и личные отношения, в конечном счете люди в большинстве хотят одного и того же.
    О судьбе. Прим спасали много раз и когда Китнисс за нее вышла и когда Гейл вывел их из дистрикта во время бомбежки и когда благодаря предупреждению Пита она спаслась во время нападения на 13 дистрикт. но что в итоге. В конце Китнисс опять попыталась спасти Прим, но не успела. Не суждено значит было, по мнению Сьюзен.
    О войне и любви. Война не обходится без жертв, но даже там всегда было место любви. Помните Андрея Болконского, смотрящего в синее небо Аустерлица, и Ремарка с другой стороной великой войны. Вспомните любую сагу вроде Вечного зова или Тени исчезают в полдень. Везде была любовь. Хэмингуэя вспомните с его Прощай оружие. Любая война в любом мире. но люди хотят любить и быть любимыми, так что не правы те, кто говорят. что история любви здесь не нужна.
    О любви Китнисс. Китнисс девушка закрытая, с детства ей пришлось бороться с голодом и безысходностью, когда мать сломалась. Мама у Китнис странная, даже в финале есть Хэймитч с Питом, есть другие люди дистрикта, Сальная Сэй например, но не мама. Все благодарны, но мама не может вернуться из-за мужа и Прим, тогда как ее дочь жива и нуждается в помощи. очень странная мама.
    Девушке никогда никто не рассказывал о любви и парнях,о чувствах она не умела их выражать, она культивировала в себе ненависть и боль, гордыню. По мне так Пита она полюбила еще на первых играх, возможно даже и до он ей нравился, но то была скорее благодарность. Но после игр она решила, что все это навязано Капитолием, потому скорее пыталась забыть все, что связано с ним, избегала его, но краснела в его присутствии. На вторых играх все стало более очевидным.Но окончательно стало понятно, когда она потеряла его, а Хэймитч и Финник помогли ей понять свои чувства.
    Я рада, что финале она осталась с Питом, а не Гейлом, хотя Гейла просто удалили в финале и все, выбора делать не пришлось. история любви трогательная и щипающая за душу. Пит очень приятный, но не такой плоский, как Эдвард Каллен, его можно и вывести разозлить, он может обвести вокруг пальца весь Панем тремя словами, а за Китнис может и убить. Он ревнует к сопернику и испытывает горечь из-за того, что она не может его полюбить, хотя уже любит. но не понимает этого.
    О других героях.Женские персонажи на мой взгляд выражены слабо, мама вообще ни в какие ворота, Прим все время спасала, переживала, любила, но какова же Прим, раскрыто мало, добрая, хорошая, решительная, прирожденная целительница, ну и все.
    Остальное эпизоды. Джоанна Мейсон яркий персонаж, пусть не слишком симпатичный, но яркий, автору в нескольких фразах как раз ее удалось показать. Альма Койн сразу очевидно, что была темной лошадкой, мутной, но до конца я ее не поняла. кроме того. что она та же Сноу в юбке. Ну и все по женщинам пожалуй.
    А вот мужчины это да.
    Пит, Хэймитч и Финник мои любимые, Гейл тоже хороший, но какой-то он все-таки плоский, односторонний, все-таки Пит гораздо более интересный. Финника страшно жалко было, гораздо больше Прим. возможно именно из-за раскрытости персонажа, тут Сьюзен постаралась.
    Финал я бы расширила, по мне он не очень удался, Сьюзен либо не питает любви к хэппи-эндам, либо просто выдохлась после всей этой бойни.
    Есть неплохой фаншикш Яны Ясинской Голодные игры 4 Из пепла, автор просто расширила финал, сделала его более чувственным эмоциональным, не изменила сюжета и характеров.
    https://www.proza.ru/2015/01/01/1334
    Спартак не победил, но создал прецедент. Китнис победила и в конце все же поняла, кто ее враг на самом деле и это уже отнюдь не Сноу. Когда она сказала Да на возврат голодных игр, я была в шоке, пока не поняла, что она что-то задумала.
    Несмотря на ее деревянность нелогичность закрытость, ненависть иной раз и жесткость, в финальных и полевых ситуациях она делает правильный выбор.
    Хорошая книга, затронуло, а это главное.
    Из аналогий - антиутопии Оруэлл, Хаксли, Берджеса. Королевская битва Таками Хосюна. Только Хосюн создал не мир, а игру, психоигру на выживание, где места любви не было. Много революционных произведений приходит на ум. И их персонажей - от Павки Корчагина до Скарлетт О Хары с войной севера и юга. От Отверженных до советской классики. Революции все одинаковы - гибнут люди, говорят лозунги, а к власти приходят функционеры.
    Сьюзен огромный респект и уважуха, но хотелось бы финала и большой любви)

    10
    69