Рецензия на книгу
Мертвые души
Н. В. Гоголь
Michael_U15 октября 2024 г.«А не почитать ли нам, господа, Гоголя!» Такое предложение можно было часто услышать в среде молодежи второй половины 19 века. У каждого читателя свой Гоголь. И даже можно сказать, что во всякий жизненный период подходишь к определенному Гоголю. Сатирик, русский Гомер, великий поэт в прозе, романтик, пророк, мистик и подвижник - все это Гоголь!
В произведении «Мертвые души» проявляются многие из перечисленных сторон творчества Гоголя. Полагаю, сюжет данной поэмы знаком большинству, и можно сразу перейти к основным вопросам.
Уже известно, что Гоголь создавал не социальный роман, а живописание персонажей, являющихся вечными и вневременными образами. Манилов, Собакевич, Ноздрев, Коробочка воплощают определенные свойства морали и психологии, характерные различным людям в любой части света, а не только на Руси.
Отдельно можно выделить образ Плюшкина, как символ ошеломляющей скупости во всех сферах, разрушающей все родственные и общественные связи. Он достиг предела падения человека и стал «прорехой на человечестве». Надо отметить, что Гоголь во втором томе предполагал возродить Плюшкина, через прохождения предела падения, он должен был подняться наверх и вырваться из болота, в которое сам себя поверг. Но второй том обратился в дым.
Самое запоминающееся театральное воплощение произведения для меня стала постановка в Театре Вахтангова. А какой там великий и ужасный Плюшкин в исполнении Владислава Гандрабуры! Из экранизаций особо выделить одну не могу, каждая имеет достаточно средний уровень.
Символически мертвые души проходят вереницей по страницам поэмы, а буквально мертвые души, которые скупает Чичиков, оказываются через их жизнеописание живее многих физически еще живых помещиков и городских жителей.
Вот такие гиперболы, сравнения и символизмы встречаем мы в тексте великого творения Николая Васильевича. Еще я заметил такую особенность поэмы, что читать ее можно с любого места и всю жизнь, и всегда интересно и подмечаешь что-то новенькое в восприятии и повествовании.
Над «Мертвыми душами» учитывая и второй том, Гоголь работал около семнадцати лет. По признанию самого автора, он хотел, чтобы вся Русь явилась в его романе-поэме.
И в результате он создал не только образы разных социальных типов на Руси, но и превратил их в вечные образы сверхтипов людей.
Планируемое перерождение героев и даже целой Руси, которые должны были осуществиться во втором и третьем томе, так и не произошло. Возможно, Гоголю показалось неправдоподобным такое продолжение, не нашел он предпосылки для этого, не выстроилась структура преобразований, сама жизнь воспротивилась таким метаморфозам. Сохранился лишь автограф пяти глав второго тома, найденный после смерти Гоголя.
Смех сквозь слезы – вот оно лаконичное и точное гоголевское описание жизни человека.
«Мертвые души» еще для многих поколений читателей будут раскрываться с разных сторон и приносить всем, кто задумывается о жизни своей страны и людей, все новые прозрения.
«А не почитать ли нам, господа, Гоголя!»5213