Рецензия на книгу
Городок
Шарлотта Бронте
lonicclarc14 октября 2024 г.«Городок» очень крутой! И будем считать это многословной попыткой как-то это донести.
Я знала финал (и поэтому благополучно пропустила возможное прочтение в школьные годы), ничего особо от романа не ожидала, но он буквально очаровывает с первых же строк, и это было попадание 10 из 10. Тут, конечно, свою роль сыграла вкусовщина, потому что от книги так и тянет безысходностью (с учетом того, когда Бронте писала, то ничего удивительного) и меланхолией, Люси наблюдает и довольно много рефлексирует, а сюжет скорее очень плавно-повествовательный.
Сюжет здесь весь строится на житие-бытие Люси Сноу. Мы знакомимся с ней, когда она еще маленькой девочкой счастливо гостит у своей крестной, но в противовес «Джейн Эйр» повествование на этом не задерживается и мы довольно быстро переходим к основному времени действия - преподавания в местном пансионе для благородных девиц.
Собственно кратенько (или не очень), почему «Городок» так крут.
Во-первых, Люси Сноу. Тут можно начать уже с того, что имя главной героини мы узнаем чуть ли не после представления всех других персонажей, задействованных в стартовом действии, но с учетом, что Люси в принципе больше наблюдатель, то в этом ничего удивительного. Так вот, Люси очень спокойная и разумная девица, но при этом с капелькой (или даже больше) авантюризма, потому что просто так взять и уехать на континент в никуда это не фигня какая-то. Она, конечно, местами очень похожа на Джейн и, я полагаю, на саму Шарлотту, но Люси мне оказалась все же ближе первой. Она тоже любит поехидничать, тоже смелая, умеет дать отпор и постоять за себя, тоже всегда где-то в стороне и многое подмечает, но как будто более целостная и более крепко стоящая на земле.
Во-вторых, которое косвенно относится к первому, это то, как раскрывается характер Люси и какую трансформацию она переживает. С учетом того, что на нее сваливается довольно много болезненных вещей, в книге нет никаких описаний случившихся драм, но это и показательно, потому что Люси банально не разрешает себе расслабиться. Так что никаких страдашек, стенаний и прочего, а только сухое принятие фактов и движение вперед. При этом же и не сказать, что Люси вся из себя деловая девица, которой все ни по чем, и она ничего не боится. Скорее это тот случай, когда страшно, но все равно делается, за что ей мое уважение, конечно. Но все равно как больно наблюдать за тем, как она закрывает свои чувства и не разрешает себе даже банально на что-то надеяться. Тем же интереснее и лучше, что со временем она отойдет от пережитого и перестанет быть такой зажатой и пугливой (внутренне, внешне вряд ли хоть кто-то бы догадался о переживаемых терзаниях), а в спектре ее эмоций появляется все больше расширяется (она и бесится, и злится, и радуется, и восхищается, и прочее). Другое дело, что потом снова случится жизнь, и Люси снова придется превозмогать. Но она сильная девочка, так что вытянет.
В-третьих, мастерство самой Шарлотты. Помимо того, что роман написан просто чудесно, стоит отметить и то, как она мастерски крутит интригу. При том, что тут не так уж много событий и персонажей, а интриг каких-то по сути и нет, но ей все равно удается и удивить, и запутать, и мастерски создать напряжение в нужных моментах. И это на всем протяжении романа! При этом про саму Люси мы толком ничего не знаем, а места, где происходит действие, можно буквально пересчитать на пальцах. Но это совершенно не мешает уловить суть происходящего, понять характер героини или заскучать в показанных декорациях.
В-четвертых, здесь классные второстепенные персонажи. Я, конечно, всей душой болею за мадам Бек, потому что там такая беспринципная принципиальность, когда ее вроде и можно с общей точки зрения осудить за многие действия, но при этом она верна себе и по сути никакого криминала. Но она все же скорее фон пребывания Люси в пансионе, а конкретной сюжетки в истории не имеет. В противовес другим героям, которые будут с нами практически от начала и до конца и которые получат свою завершенную линию. И самое главное - все они в той или иной мере любят Люси, но каждый (очевидно) видит ее разной и зачастую далекой от реальности, и насколько показательно то, хотят ли они ее увидеть настоящей вообще.
Ну и в-пятых, уже скорее мелочь, но которую хотелось бы отметить: то, как роман лишен какой-либо мистики. И сама Люси не верит в рок (хоть иногда и отмечает какие-то располагающие моменты), и все необъяснимые или таинственные события получают свое вполне себе реальное разрешение. При этом по тексту хватает поэтичных сравнений и намеков на как будто бы что-то мистическое. Да и что там говорить, если весь Городок кажется каким-то зыбким и нереальным, состоящим буквально из нескольких локаций. А сцена с праздником в конце это ощущение скорее закрепляет.
В итоге я под впечатлением, и мне очень понравилось. И самое, наверное, забавное, что несмотря на общее настроение и с учетом финала, роман для меня все равно скорее жизнеутверждающий. Это, конечно, не про радужных единорогов и не про то, что все внезапно само разрешится и резко станет хорошо, а больше про все пройдет и про то, что все можно как-нибудь да разрулить. Ну и безысходность с меланхолией, конечно, да, но на меня роман действовал еще т весьма успокаивающе.
2578