Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Наполеон: жизнь после смерти

Эдвард Радзинский

  • Аватар пользователя
    Аноним9 февраля 2015 г.

    Со второй половины восемнадцатого и по вторую половину девятнадцатого веков жил на земле Эммануэль Огюстен де Лас Каз. Знаменит он тем, что сопровождал Наполеона в ссылке на остров Святой Елены. По дороге и на самом острове был его секретарем, записывал воспоминания, по сути: биографию, а также, по собственной воле - различные высказывания императора.
    На основе своих записей Лас Каз написал "Мемориал Святой Елены" , по найденным у него же записям были изданы «Мысли и максимы узника Святой Елены» (автором указывается Наполеон, хотя я не думаю, что он диктовал все, что есть в книге с целью создания книги).

    «Мысли…» я прочитала, «Мемориал…» не нашла, но, судя по имеющимся в сети отрывкам, он так же, как и первая книга построен по принципу собрания высказываний: без дат, без хронологии, без привязки к событиям, настроениям или людям, в связи с которыми было сказано то или иное.

    Я так долго пишу о Лас Казе исключительно потому, что по прочтении его произведений о Наполеоне у меня сложилось четкое ощущение, что Радзинский взял две вышеупомянутых книги и создал свою на их основе.

    Читаешь Радзинского и ощущаешь дежавю: то же и почти то же только что было в «Мыслях…». Но книга Радзинского – цельная биография от юности до смерти великого человека. Великого – без насмешки.

    Можно считать Наполеона хоть посланником сатаны, но его величие нельзя отрицать. Им проведена работа по внутреннему административному делению государства, новация системы образования, подчинение церкви государству. Гражданский кодекс Наполеона действует (с изменениями и дополнениями) и до наших дней. Военный гений Наполеона изучают до сих пор, ответа как он мог побеждать армии, во много раз превосходящие его собственную, до сих пор нет.


    «Наполеон дунул на Пруссию – и Пруссии не стало»

    (Генрих Гейне).

    Его любили солдаты – солдаты, которых он посылал на смерть. Да и как им было не любить своего императора, который заботился не только об их содержании, но и об их чести?


    «Я строжайше запретил рукоприкладство… потому что поротый солдат лишен чести. А что может быть важнее чести для солдата?»

    Им восхищались противники, вот например:


    «Мы… прибежали на берег и увидели Наполеона. Гул восторженных приветствий гремел вокруг него… В эту минуту огромность зрелища восторжествовала над всеми чувствами. Все глаза устремились к барке, несущей этого чудесного человека, этого невиданного и неслыханного полководца со времен Александра Великого и Юлия Цезаря…»(Денис Давыдов).

    Наполеон не просто завоевывал страны – он вводил на них европейские законы. Например, через две недели после подписания Тильзитского мира он продиктовал конституцию новосозданного «герцогства Варшавского». Первый параграф конституции гласил:
    «Рабство отменяется. Все граждане равны перед законом».

    Этот ли человек не велик?

    Но простите меня. Надо же о книге…
    Радзинский написал «Наполеона…» в форме воспоминаний старого Лас Каза об императоре и своей работе с ним.
    Лас Каз перечитывает свои записи, дополняет их воспоминаниями о времени, проведенном с Наполеоном, о знавших императора людях, с которыми он беседовал о нем.

    Автор не забыл описать ни нищету будущего императора, ни непоколебимую веру в свою звезду, ни потрясающие память и работоспособность Наполеона. Сражения, победы, ведение внутренней и внешней политики, снова войны, смерти во имя свободы. Неутомимый и неугомонный дух. Женщины, враги и… друзья? Нет: сподвижники.


    «Какой роман вся моя жизнь!»

    Действительно роман. И у Радзинского получается прекрасно переписать этот роман, так, что даже в больном пленнике Святой Елены виден воин, не сдающийся до последнего. Воин? Да, у Радзинского именно так.

    О, это великолепное допущение, что Наполеон сдался англичанам, чтобы выиграть у них свой последний бой! У них и у судьбы. Ибо


    «для окончательного величия мне не хватало только несчастья».

    Насколько возможно такое допущение? И раз оно есть, то насколько правдива биография, продиктованная императором, по мнению Радзинского? Для кого и с какой целью она написана? Кто такой Наполеон - новатор и завоеватель, мечтающий принести свободу в завоеванные страны, или эгоист, убивший ради собственной славы сотни тысяч людей, ввергнувший в ужас войны всю Европу, не сумевший остановиться ради своей страны, слугой которой он себя считал?

    Собственно на этом и строится «загадка» книги, приманка для читателя. Увы, но Радзинский не удерживается в рамках исследователя, предлагающего свою версию событий просто как возможную, альтернативную. Его позиция (на мой взгляд) ясна и преподносится читателю как единственно правдивая.

    Но… история о каждом человеке – это собрание фактов, более или менее достоверных сведений и личное мнение.

    Радзинский написал о своем Наполеоне. Что ж… Имеет право. Судить как историк я не могу, а вот как читатель я увидела в книге человека: живого, несовершенного, великого гордеца, жившего чудесной мечтой, непреклонного воина, завоевателя, требующего лишь беспрекословного подчинения. Неоднозначную, страшную и вместе с тем великую и восхищающую личность.


    «Стиль – это дыхание… я хочу, чтобы читатели услышали мое дыхание».
    В этой книге дыхание слышишь, а вот чье: Наполеона или Радзинского, каждый решает сам.
    15
    932