Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Заклинательница змей

Фёдор Сологуб

  • Аватар пользователя
    Аноним9 февраля 2015 г.
    И кто может остановить человека, если его увлекает золотая мечта?

    Эта книга – замечательный образец русской литературы начала ХХ века. Написанная известным писателем и поэтом Федором Сологубом, она отвечает всем критериям хорошей литературы: великолепный язык, красочные сравнения и описания, удивительная лиричность, поэтичность произведения, драматичность диалогов, психологическая точность в описании героев.
    Это роман символиста, выходящий и за рамки символизма, и вообще за всякие рамки – потому что индивидуальность Сологуба-писателя очень уж яркая и своеобразная, не вписывается ни в какие шаблонные рамки.


    Милая, мечта обманывает человека и приводит его не туда, куда он хотел прийти. Но мечта всегда правее разума, и всегда человек должен слушаться ее, идти за нею…

    Помимо великолепного языка роман замечателен и самим сюжетом, героями. Вера – истинно русская душа, жертвенная и широкая натура, способная и к любви до смерти, и к бессмысленной жертве для других, сознательно идущая на заклание.
    Горелов – другое проявление все той же широкой русской души. Он живет ярко, широко, как душа пожелает – но не самодур он все-таки, а хозяин: рачительный, разумный, справедливый. Любит он жизнь, любит и жалеет людей и старается в меру своих сил вознаградить, не обидеть каждого, кто попался ему на пути – но не бездумно, а по справедливости. Конечно, можно на него смотреть как на барина, «закушавшегося» за счет труда других людей. Но именно он для этих людей создал рабочие места и именно он им дает возможность нормально жить (по сравнению со всей Россией). (Только не многие это замечают и понимают). А ананасы… Что ж ими человека попрекать – никого ведь он тем не обидел, что захотел (себе в убыток, к тому же) вырастить ананас.
    Любвеобильный он очень оказался (видимо, поэтому книга категории «18+»), хотя, поверьте, это хорошая, добротная классическая русская литература, и ничьи морально-эстетические чувства не будут оскорблены при знакомстве с текстом. Сологуб показывает жизнь очень многообразную – и потому среди его героев есть Леночка, принимающая у себя мужчин, работницы фабрики, не отказывающиеся от лестных предложений Горелова – но все это ничуть не скабрезно, не пошло, не откровенно в том смысле, на какой намекает красный уголок с предупреждением на обложке (не шокировала же читателей Сонечка Мармеладова или намеривающаяся сбежать Наташа Ростова, не считаются же сугубо «взрослыми» «Станционный смотритель», «Бедные люди» – если вы считаете эти книги хорошими и достойными прочтения, то прибавьте к ним и «Заклинательницу змей» Сологуба!).

    Книга написана в 1914 году, и вопросы растущей политической активности пролетариата, забастовок, социальной справедливости очень остро показаны в романе. Если бы не лиричность и сюжетные линии о тех или иных парах, то вообще книгу кратко можно было бы пересказать примерно так: как одна работница фабрики надумала добиться передачи этой самой фабрики от владельца рабочим. Но не пугайтесь – жизнь не ограничивается рамками социальных вопросов, и все эти вопросы (вполне отвечающие не только действительности начала 1914 года, но в каком-то смысле актуальные и для нашего времени), вполне органично вписываются в картину русской действительности волжского города. Они не успеют навести на вас скуку – если вдруг вам такие темы неинтересны). Повторюсь, что главное в этой книге – яркие, сильные характеры, столкновение жизненных позиций, жизненные драмы, душевная красота или низость героев. И подлые, мерзкие людишки тоже великолепно выписаны талантливым и тонко понимающим психологию автором, умеющим уловить и передать различные движения души и мотивы тех или иных поступков.
    Справедливость – одна из основных идей романа. Справедливость в социальном плане, в общечеловеческом, в любви, в семье, юридическая (да мало ли еще в каком смысле)… Она в итоге наступает – вся (-кая). Но читатель вынужден задуматься, так ли рассудили люди? Так ли оно должно было быть? Потому что счастливых-то в итоге можно найти только с оговорками – как и всегда в жизни, за счастье нужно дорого платить. И это тоже превосходно показал Ф.Сологуб. Если бы справедливость легко было помыслить да осуществить, то и не было бы столько несчастья да несправедливости в этой мире…

    Много можно говорить об этой книге. И я попыталась выразила лишь отдельные свои впечатления. Если хоть кого-то мне удалось убедить, что эту книгу нужно почитать - я буду рада. Только с этой целью и позволила себе это сумбурное многословие. Потому что очень обидно, что такой замечательный роман практически неизвестен.


    А русский человек не может поверить, что русские пейзажи не хуже заграничных.

    И иногда он не верит, что незаслуженно забытые русские произведения могут быть лучше современных заграничных, безостановочно читаемых…

    43
    759