Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Мифологическая библиотека

Аполлодор

  • Аватар пользователя
    Аноним12 октября 2024 г.

    "Мифологическая библиотека" Аполлодора Афинского. Связь, наследие и проблематика.

    В античности знание мифологии было столь же естественным и необходимым для грека или римлянина, как знание Библии горожан во времена Реформации.Миф для многих людей античности оставался историей, уходившей своими глубочайшими корнями в древний мир предков,где свершались события, само величие и светлая благоговейная память которых заставляло верить в их истинность.
    Знаниями и представлениями о мифологии Древней Греции обладает каждый уважающий себя образованный человек современности. В наш век атеизма и научного прогресса, существует непререкаемая уверенность в том, что боги Греции являются только продуктом фантазии и что они нигде и никогда не существовали, но античный греческий гений предоставляет нам возможность представить, как все эти боги встают перед нами — будто сверкающее явление: Зевс, Гера, Афина, Афродита, и даже причудливые и странные меньшие боги, нимфы и сатиры, — воплощенные в плоть и кровь и столь живо, что требуется немало мыслительной энергии, чтобы уместить это в своей голове. Но за сверкающими всеми красками фантазией древних эллинских мифов,где подлинная быль окуталась дымкой легенды, а легенды выдаются за подлинную быль,отложилась тысячелетняя первобытная мудрость и опыт первооткрывателей неизведанных стран, устройства в них порядка и господства.С периодом своего детства человечество давно расталось, но прекратившие свое существование в мире религии олимпийские боги обрели подлинное бессмертие в мире искусства, вдохновляя мастеров живописи, скульптуры и архитектуры прошлых лет и нынешних дней.
    Подобно тому, как в дальнейшие времена в Европе 16- го века полыхали религиозные войны протестантов и католиков, суть которых заключалось в нескольких небольших различиях между их верованиями, но породившей сомнения и зачатки атеизма, так и тяжёлый кризис охвативший греческое общество во времена Пелопоннесской, по сути своей гражданской войны, расшатал веру в древних богов и в те мифы, где рассказывалось о их происхождении и генеалогии героев: следы этой переоценки ценностей мы замечаем в трагедиях великих гуманистов Софокла и Эврипида и комедиях Аристофана, всеми силами старавшегося защитить старинные представления и нравы. Критицизм и неверие, отход от соборного мышления к индивидуальному благодаря деятельности философа, но больше сатирика и литератора Ксенофана, а также деятельность софистов,расцвет которой как раз совпадает со временем Пелопоннесской войны (431—404 годов до н. э.).
    Аполлодор Афинский был учёным грамматиком по профессии. К сожалению сведения о жизни и трудах Аполлодора являются весьма неопределенными и скудными. Из биографических справок можно узнать, что он учился у родосского философа-стоика Панэтия и грамматика Аристарха. В судьбе писателя писателя хватало неприятностей и неустроенности из-за бурных исторических событий. Работая в Александрии, но вынужден был покинуть край из-за потрясений,его отъезд был вызван гонением против ученых, которое начал местный эллинистический правитель Птолемей Фискон. Переехав в Пергам, и будучи связан там с двором Аттала, посвятил последнему свою "Хронику". Она была написана стихами, не лишенными и поэтического достоинства, судя по некоторым данным начиналась эта "Хроника" с разрушения Трои и доводилась до 144 г. до н. э. Остаток своей жизни Аполлодор прожил в Афинах, куда он приехал вскоре после того, как Пергамское царство прекратило свое существование в 133 г. до н. э. и стало римской провинцией Азией.
    Что касается проблематики вопроса об авторстве материала показал, что детальный анализ текста Аполлодора(имя, распространённое в Древней Греции) не мог быть известным грамматиком Аполлодором Афинским, в частности, потому что в тексте цитируется римский автор Кастор Родосский, современник Цицерона. По данной причине автор текста именуется "Псевдо-Аполлодором". Компромиссное решение вопроса, которое при данном состоянии источников представляется наиболее приемлемым, состоит в том, что «Библиотека» представляет собой краткое переложение произведений Аполлодора, главным образом его сочинения «О богах», которое ныне потерянное.Сочинение Аполлодора содержало мифы разнообразного характера, начиная с "Теогонии" и кончая героическим эпосом. Краткое пособие по мифологии по-видимому, сюжетная рамка всего произведения Аполлодора определялась, может быть только в общих чертах, эпическим циклом. Дошедшая до нас под именем Аполлодора, "Библиотека" должна быть отнесена к числу мифографических сочинений, излагавших в прозаическом пересказе основные сюжеты. До нас дошли только первые три книги "Библиотеки" ,что представляет собой единственное из всех дошедших до нас античных сочинений по мифологии, где мифы Древней Греции излагаются в наиболее полном и систематизированном виде. Эта книга не задавалась целью философского осмысления материала и не считал нужным проявить в какой бы то ни было форме свое отношение к ним: они рассказаны очень просто, сжато, иногда скороговоркой (в ущерб содержанию), довольно часто приводятся варианты со ссылками на источник. Автор старается опереться на более древние источники — эпические поэмы, произведения Гесиода и Гомера, миф об аргонавтах — по Аполлонию Родосскому, "Царь Эдип" Софокла, "Алкеста" и "Медея" Эврипида.Та точность, с которой он воспроизводит и кратко передает содержание произведений, которые до нас дошли, заставляет нас с доверием относиться к его рассказу, когда передается содержание таких произведений, которые до нас не дошли.Составитель стремился к тому, чтобы ни один сколько-нибудь известный мифологический персонаж не остался без внимания в связи с тем или иным мифологическим сюжетом, отсюда его пристрастие к длиннейшим перечням имен героев. В основу изложения положен генеалогический принцип повествований о героях и богах так, как представляли их себе эллины в те времена, рассказывала о происхождении названий рек, мест, народов и городов, что восходит к древности. Оно касалось также единоборств, происходивших между некоторыми мужами, и их деяний, и описывало странствия тех, кто возвращался из-под Трои, особенно же Одиссея, на котором и заканчивалось это повествование о древних временах.
    К сожалению большинство рассказанных в этой небольшой книге мифов, является голой сюжетной схемой, как будто некий конспект, краткое пособие по мифологии.Но при всех своих недостатках "Библиотека" продолжает оставаться для нас единственным сводом мифов, оставленным нам античностью, сохранившим древнейшие варианты мифологической традиции, в том числе и такие, которые не могут быть найдены в других источниках. Ценность ее состоит и в том, что она дает нам представление о содержании ряда утраченных для нас произведений античной литературы, прежде всего эпических поэм.

    40
    172