Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собор Парижской Богоматери

Виктор Гюго

  • Аватар пользователя
    Аноним8 февраля 2015 г.

    Кто из нас не слышал про Эсмеральду, Квазимодо и Нотр-Дам де Пари? Да все знают хотя бы в общих чертах историю несчастной любви. Несмотря на количество странных персонажей, бьющихся в любовных конвульсиях, книгу не назовёшь примитивным любовным романом, это настоящая, серьёзная драма с примесью средневекового мыла.

    Что удивительно, в этом романе ни один персонаж не вызывает симпатии, неприятны все до единого.
    Гренгуар – тщеславный тюфяк, ему не хочется сочувствовать, за ним нет желания следовать, честно говоря, его хочется задушить ещё на этапе представления моралитэ. Большие амбиции, а по сути - бродяга, нищий. Роль уличного шута и есть его истинное лицо, его истинное предназначение.
    Квазимодо страшен в своём обличии и сколь бы ни было прекрасно его нутро, ему невозможно симпатизировать, он не вызывает даже сострадания. Хотя сам образ очень яркий. Вы видели когда-нибудь душу готического здания? Могли ли представить, что она имеет горб, бородавку, выступающие над губой зубы и лопнувшие от колокольного звона барабанные перепонки? Нет? В этом романе вы увидите жуткую душу величественного Собора и забыть этот образ вряд ли сможете.
    Эсмеральда - типичная представительница цыганского сброда, «королевы» бродяг. Она красива, но недалёка (тот случай, когда животное умнее своей хозяйки), она пустышка, приносящая несчастье окружающим. Её любви не веришь, её слёзы не вызывают сочувствия, её мозг, зацикленный на капитане по имени Феб, не позволяет восхищаться той, которая вызывает восхищение у парижской черни. И даже во время суда, пыток, в преддверии казни, на крыше собора, в норе безумной затворницы, она всё бормочет своё глупое «О, Феб!», чем окончательно вызывает презрение.
    Клод Фролло также не вызвал симпатии, но он единственный смог приковать к себе моё внимание, он живой, настоящий. Он не идеален, его нельзя назвать образцом для подражания, но он не серая масса, и понятен мне больше, чем все остальные вместе взятые. Это человек, стремящийся к знаниям, но при этом дремуч и далёк от совершенства. Он милосерден, но не бескорыстен, его душа глубока, но темна и безнравственна, его любовь сильна, но болезненна и мучительна. Он яркий представитель католической церкви и алхимика-одиночки своего времени.
    Феб – ничто, серая мышь в блестящем мундире. Белокурая красавица Флёр-де-Лис допустила самую большую ошибку в своей жизни, очаровавшись внешним лоском и закрыв глаза на откровенное стремление капитана к распутной жизни.

    Старые улочки и площади Парижа, его дневная жизнь и социальное дно, скрывающееся под покровом ночи, убогая толпа, требующая «хлеба и зрелищ», всё это вызывает отвращение. Множество предсказуемых моментов, последняя нелепая сцена между Эсмеральдой и Вретишницей… В то же время, от книги оторваться невозможно, настолько мастерски Гюго нам преподносит непроходимую парижскую грязь. Сложно пробраться лишь через пространные описания особенностей архитектуры, очень длинно, очень скучно. Но как только перешагнёшь этот книжный этап, вновь наступает полное погружение.

    25
    651