Рецензия на книгу
Маятник Фуко
Умберто Эко
zlobny_sow10 октября 2024 г.Миры Умбэрто Эко
В литературном мире имя итальянца Умбэрто Эко (1032–2016) не нуждается в представлении. Его известные романы «Имя розы» и «Маятник Фуко» – яркие примеры постмодернистской литературы и даже философии. Кроме писательства, Умбэрто Эко знаменит как выдающийся литературный критик, который специализировался в поле семиотики, рассматривал, как влияет структура и символы на литературное произведение. Также его интересовала политическая и средневековая философия и семиотика. Умбэрто Эко был профессором средневековой и новой литературы в университете Болоньи и, конечно, автором множества научных статей и книг. Кроме того, он писал эссе и статьи на различные темы, включая политику, культуру и массовые коммуникации. Его можно назвать популяризатором научных идей за его способность излагать сложные научные идеи простым языком, чтобы они были доступны широкому кругу читателей. Фигура Умбэрто Эко вызывает во мне восхищение его умом, вдохновляет на размышления в тех сферах, которые меня мало интересовали.
Роман «Маятник Фуко» издан в 1988 году. Книга представляет собой историко-философский детектив, в котором основное внимание отведено механизму возникновения знания об исторических событиях и вопросам исторической правды. Для меня роман Умбэрто Эко не то чтобы литературное произведение, а скорее, мозаика из философского и литературного анализа множества культурных отсылок со сложным повествованием. Точно такое же было ощущение у меня от «Имени розы». Но во втором романе мне было сложнее освоиться. Текст кажется слишком глубоким и запутанным, требующим сосредоточенного внимания к деталям и символам. Каждая глава – как маятник, качающийся между прошлым и настоящим, между знанием и неведением, между правдой и иллюзией.
Роман рассказывает о трех редакторах миланского издательства, которые придумывают, создают ради забавы мистификацию тайного ордена Tres, секреты и заговоры. Они начинают игру, создавая фальшивую историю, которая становится все более сложной и втягивает их в собственное изобретенное секретное общество. По мере того как редакторы продолжают, они начинают верить в реальность того, что создали, и сталкиваются с последствиями своего творчества. Их вымышленная тайна начинает проникать в реальность, и граница между мифом и реальностью становится все более размытой. Умбэрто Эко вводит в роман множество философских, исторических и литературных отсылок, что делает произведение сложным для осмысления.
Находя упоминания про реально существовавшие тайные общества, заговоры и мистические течения: тамплиеров, розенкройцеров, фримасонов, кабаллу, различные заговоры, – невольно задумываешься о природе истории, интерпретации событий и пониманий прошлого. Не был бы Умбэрто Эко философом и семиотиком, если бы не внедрил в роман идеи о знаках, символах и их роли в конструировании смысла.
Как я для себя проинтерпретировала, три главных героя-редактора олицетворяют различные направления в познании мира. Козабон – любознательный душка-ученый. Его личность окутана секретами, что делает неясными его мотивы. Однако им движет стремление к высоким целям и разгадке загадок. Якопо Бельбо – умный и энергичный интеллектуал. Он обладает острым умом и аналитическим складом ума. Его цели могут быть связаны с желанием постичь свою истину, понять свое место в мире. Диоталлеви – ученый, философ, кабаллист. Он эрудированный и образованный человек, чьи мысли пронизаны философскими тонкостями. Через увлечения таинствами он стремится к пониманию мира и раскрытию научных загадок.
Когда говорят про постмодернизм в литературе – в числе лучших подразумевают Умбэрто Эко. В «Маятнике Фуко» есть ряд характерных приемов этого литературного направления. Метатекстуальность: прямые цитаты и отсылки к другим произведениям, культурным источникам, историческим фактам. Игра с реальностью: исследование границ между реальными фактами и вымышленными. Интертекстуальность: множество отсылок к различным литературным, философским и историческим текстам. Постмодернизм часто отвергает идею объективной истины, а вместо этого подчеркивает неопределенность, множественность перспектив. Сложная и многоплановая структура романа также отражает постмодернистскую тенденцию к фрагментации и децентрации.
«Маятник Фуко» – это то произведение, которое читать нужно, чтобы приобщиться к мировому культурному наследию. Это интеллектуально насыщенный роман с множеством философских и культурологических вопросов. Если вы любите детективы и загадки, то здесь они есть. Если игры со смыслом и литературные отсылки не отталкивают, то Умбэрто Эко проведет эту игру с вами, как читателем, филигранно. А уж от увлекательного и захватывающего путешествия по эпохам, местам и мировоззрениям мало кто откажется. Призываю обязательно попробовать.
17478