Рецензия на книгу
Монах
Метью Грегори Льюис
Аноним7 февраля 2015 г.Роман, в общем, показался мне достаточно интересным. Но, признаюсь, я ожидал совсем другого. Да, я вообще раньше не читал готических романов, в основном только реализм и романтизм. Кстати, романтизма здесь предостаточно. И если брать в расчёт юный возраст автора, то вполне понятен стиль изложения. Ибо от смерти, гниения, червей и скелетов автор тут же переходит к любви и ласкам. Описание довольно скомканное, полно страстных речей на достаточно хорошем уровне, но диалоги зачастую очень плохо клеятся, хотя, вполне может быть, что мне это кажется, ибо спустя двести лет диалоги наши не столь пышут разнообразием и красноречием. Но и в романе люди представлены далеко не простые, поэтому, как думается, получили хорошее образование, поэтому в состоянии так хорошо говорить. Но вообще, всё это автор и его романтизм. Мне очень наполнило это Александра Дюма с его Тремя мушкетерами и Графом Монте-Кристо и Королевой Марго. Я, естественно, подумал, что этот роман мне надо было прочитать лет в 15-17.
Смысл романа мне тоже было трудно понять, так как роман не полностью про Монаха. Я подумал, что главным в романе является, конечно же, чистая любовь (хотя автор изображает её проявления довольно странно, скомканно) и грех. Амбросио, этот аббат, Монах, такой блистательный и сияющий, обладатель славы и вроде как абсолютно чистой совести в один момент сам понимает (и его на эти мысли наталкивают обстоятельства), что так ли он безгерешен, как всем (и ему тоже) кажется? может просто у него и не было шанса согрешить? А такие чувства, как зависть и уныние Амбросио не испытывает, потому что ему некому завидовать и не о чем печалиться, ведь он блистательный настоятель и весь Мадрид желает ему исповедоваться. Автор нам повествует, что именно благодаря монастырю природные качества Амбросио, которые в миру сделали бы его великим, беспощадно истреблялись в его сердце страхом и дурным воспитанием монастыря, которое лишь взрастило в Амбросио его худшие качества, такие как тщеславие и гордыню. Лепечущая толпа и братия не замечала в нём этого, списывая проявления гордыни и тщеславия на его положение и справедливый гнев. Но потаённые желания. благодаря бесу Матильде овладевают монахом и ничто уже не может спасти его от Вечных мук.
Примечательно, на мой взгляд, что автор действительно хорошо подметил минусы монастырского воспитания и мерзости, которые вполне могли твориться в монастырях. Действительно, намного тяжелее избежать грехопадения, когда ты ежесекундно находишься в состоянии соблазна. А запереться и уйти от мира в монастырь дело не совсем хитрое. Но, говорят, отшельники всегда возвращаются к людям, ибо они, достигнув просветления, хотят поделиться им с людьми. Амбросио же никогда не вкушал сладостей вольной мирской жизни, поэтому к моменту, когда он стал полноценным мужчиной, эти страсти так захватили его, что он не смог устоять перед ними. Он знал о горестях мира лишь по рассказам своих монахов-воспитателей, страшился их всю жизнь, но также и взращивал демона в себе. И вот каков был результат.350