Рецензия на книгу
Волшебный корабль
Робин Хобб
Аноним6 октября 2024 г.И грянул шторм
Как ни редко я пишу рецензии на понравившиеся книги (потому что, а что тут скажешь, когда все хорошо?), не поделиться впечатлениями об этой книге - выше моих сил.
Для меня эта трилогия - вторая из прочитанных у Робин Хобб после "Саги о Видящих". И первая тоже была хороша, потому ручки и потянулись сразу читать следующую, но, сказать честно, такого же впечатления как от первой трилогии от этой я не ждала. Ведь продолжения почти всегда хуже оригинала, следующие книги об уже придуманном мире часто слабее и менее интересные. И они не плохие, вовсе нет. Просто... хуже.
И до чего же приятно было обмануться. Для меня эта книга и в правду ни в какое сравнение не идёт с Учеником убийцы, потому что она оказалась в разы лучше!
Наверное, одна из главных причин любить книги Робин Хобб, это та тонко прописанная психология ее персонажей, которая делает их такими живыми. Не картонными, а сложными многогранными личностями, со своими достоинствами, недостатками, страхами и пороками. И тут этих персонажей в избытке.
И отдельно, хочется отметить именно женских персонажей. Потому что ну такое богатство сильных женских персонажей, и при том не шаблонных, едва ли я видела ещё хоть в одной книге.
Это и Альтея - вполне традиционный образ женского персонажа, который "идёт против течения" и пытается завоевать свое право заниматься тем, чем желает, отнятое у нее из-за пола.
И Роника - ещё один традиционный архетип, матриарх семейства. Мудрая и справедливая, однако так же не совершенная и человечная.
И, конечно, Проказница, пытающаяся осознать свое место в мире и найти свой путь.
Но куда больше мое сердце покорили персонажи менее типичные и более противоречивые - Малта и Этта.
Малту, на первый взгляд, трудновато воспринять как "сильного женского персонажа" в том плане, в котором мы привыкли его воспринимать. Она Наташа Ростова этой книги. Но Наташа Ростова крайне избалованная, невежественная... и с несгибаемой волей. Во многом это семейная сага, а потому мы легко можем представить от кого и какие качества она унаследовала. Невежество и безграничную уверенность в своей правоте от отца Хэвена, и несгибаемую волю от семейства Вестритов. Опасное сочетание, которое и приводит ее в опасную ситуацию. И до чего же порой раздражающим оказывается этот персонаж-подросток! Но и следить за ее линией сюжета невероятно увлекательно, она будто корабль, намеренно несётся на скалы, даже не понимая, что каждый ее шаг приближает ее к опасности.
И Этта ... ох, думаю этот персонаж ещё раскроется в следующих частях, потому что эта, сначала невзрачная девушка, действительно умеет удивить. "Шлюха в постели, мастер пыток на кухне" - вот её идеальное описание. Травмированная жестокостью и насилием, она цепляется за единственного, кто был к ней добр (сравнивая с насилием, конечно, ведь едва ли такое отношение действительно можно считать добрым, скорее лишь чуть менее жестоким) и это превращается в своего рода одержимость. Едва ли ее чувства к Кенниту можно назвать иначе. И эта одержимость в купе с тем, что Этта умеет отвечать на жестокость лишь жестокостью, ведь иного примера она не видела, заводит ее к концу книги очень далеко. И кажется может завести ещё дальше... Я вижу для нее лишь два сценария: безжалостный капитан пиратского судна или безумие и смерть. Но буду рада узнать, куда ее одержимость и жестокость ее приведут, независимо от того, каким будет этот конец.
Ну и наконец, буквально за пару глав до конца книги, мое сердечко украла Офелия. Этот второстепенный персонаж-корабль ну до того харизматичный, что в него нельзя не влюбиться. Старая перечница, обожающая своего "внука", наставляющая "сына", строптивая, но при том заботливая и любящая. Смотря на нее, так легко представить, какие черты свойственны семейству Тенира и каковы их отношения в семье.
Ну и конечно нельзя забыть про Янтарь, Янни и Каолн, которые ещё, думаю, сыграют свою роль в будущем.
Мужские персонажи тоже радуют. Но пожалуй, в фэнтези мы и так видим не мало мужских интересных персонажей, может потому они и зацепили меня не столь сильно. Разве что Кеннит и Кайл. Но скорее от того, что они оказались явными антагонистами этой книги, хоть и одними из главных персонажей. Оба они пережитки патриархального мира, оба не видят в женщинах соперниц, привыкли обладать и командовать людьми и видят в них лишь ресурс, а не личность. Они слепы в отношении вещей, которые не вписываются в привычную им картину мира, хоть и слепы по разному. Но, кажется, обоим это будет стоить очень многого. Но и они не так линейны и просты.
Кайл, пусть скорее тиран и деспот, чем отец и муж, все же искренне заботится о семье. Да, заботой владельца о предмете, но все же и обвинить его в том, что он, например, не любит жену, нельзя. Он воспитан определенным образом, а такие вещи не меняются во мгновенье. И во многом, я думаю, к концу книги, его картина мира разрушает его самого. Пусть, из упорства он и продолжает злиться на весь мир, кроме себя... обвинять во всех грехах корабль, сына, и что угодно ещё. Он все же явственно чувствует, что подвёл свою жену и семью. Ведь Кайл ощущает свою самость исключительно как сильного главу семьи, обязанного обеспечить ее благополучие и заботиться о ней и ее счастье, и искренне страдает от того, что все его попытки это сделать - тщетны. Почему так - понять ему пока не доступно. Но я надеюсь, это лишь пока. Быть может горький опыт все же изменит его. А может и нет. Все же, для того, чтоб измениться, нужно хотеть измениться. А пока Кайл к этому, кажется, не готов.
Кеннит же... пожалуй, его главной отличительной чертой я бы назвала изворотливость. Уверена, персонаж ещё раскроется нам с других углов, но пока едва ли в нем есть что-то положительное. Увлекательное, харизматичное, интересное, и временами даже привлекательное, да. Но не положительное. Эгоист и эгоцентрик до мозга костей, манипулятор, нарцисс и... просто психопат. Все признаки на лицо, как по учебнику.
И в какой-то степени, мне кажется, Кеннит и Кайл противопоставлены друг другу. Схожие во многом, они отличны в главном. Кайл сочувствует, в душе осознает хоть некоторые ошибки, любит, эмоционирует... Кеннит же всего этого лишён. И для Кайла я вижу выход из того, куда привел его его же характер и мировоззрение. А вот для Кеннита нет. И от того за ними так интересно наблюдать.
Вообще, человеческая жестокость, ее происхождение и то, как она меняет людей - одна из центральных тем книги. Две другие - это семья против личности и выбор против судьбы. Вы не найдете здесь откровенных рассуждений автора, но каждый персонаж, будто кусочек пазла в общей картине, отвечает вопрос или задаёт его, заставляя читателя размышлять самого. Как, пожалуй, и должна делать любая хорошая книга - через события и увлекательный сюжет.
А сюжет здесь и правда увлекательный. Последние главы я не могла избавиться от мурашек на коже, так тревожно и эмоционально было для меня читать концовку. Пусть она не была такой уж неожиданной, эмоциональной ее сделало другое. Всю книгу, вы будто наблюдаете, как камень катится с горы на маленький домик в низине. И на каждой кочке, каждом повороте тропы, каждом изменении рельефа вы надеетесь, что камень свернет с пути. Но он не сворачивает. Потому что так не бывает, а падающий камень будет падать дальше. Так и тут. Зачастую, вы понимаете, к чему идёт сюжет. Но до последнего надеетесь, что он пойдет не туда. Ведь надежду то никто не отменял? Но как и в жизни, одной надежды оказывается мало. И вот все что вам остаётся к концу книги - просто начинать отстраивать сломанный домик заново, да разбирать обломки камней.
Местами это ощущение наступления неизбежного напоминало мне документальный фильм о том, как собирается из кусочков "идеальный шторм". Что, пожалуй, идеально для саги о кораблях. Ведь море не может быть спокойным вечно.7205