Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Облачный атлас

Дэвид Митчелл

  • Аватар пользователя
    Аноним3 октября 2024 г.

    Многогранный, объемный роман, сочетающий в себе черты глубоко философского, остро социального и фантастического произведения. Роман состоит из нескольких отдельных (только композиционно, но не по смыслу) историй. Каждая история — новые герои, новые события, пересекающиеся и не очень, постепенно складывающиеся в общую картину, некую карту, атлас человеческой цивилизации. Композиция романа закольцована в соответствии с замыслом романа — сюжетная линия, открывающая книгу, ее и завершает.

    Напомню, что с творчеством Митчелла я познакомилась, начав с его дебютного романа «Литературный призрак». И определенно вижу, насколько «Облачный атлас» выгодно отличается от первой книги — и по форме, и по содержанию.

    Недостаток для меня был один: слишком длинно. Я даже порой играла в редактора, как бы убирая тот или иной абзац или предложение, не меняя при этом предыдущий и следующий. И понимала, что ничего от этого не изменится. Очень многие книги страдают от излишнего объема (надо и своим отзывам это сказать). Я устала от книги уже к ее середине, потому что замысел автора к этому моменту в целом понятен, как понятны и идеи.

    Прекрасно, что эти идеи оказались достойными.

    «Облачный атлас» — это, как я уже сказала, некая карта или путеводитель по человеческой цивилизации, ее прошлому, настоящему и возможному (о, очень возможному!) будущему. «Вверх по лестнице, ведущей вниз» — очень захотелось мне применить эту фразу к роману в том значении, что прогресс человечества ведет к его самоуничтожению. При условии, что этот прогресс продиктован безграничной жадностью и неудержимой жаждой власти.

    В романе мы наблюдаем, как эта формула «работает» на протяжении веков и в самых разных ипостасях и сферах, путешествуя в 19 веке на корабле вместе с Адамом Юингом; создавая удивительный музыкальный шедевр с Робертом Фробишером; пытаясь остановить запуск атомного реактора вместе с Луизой Рей; знакомясь с историей фабрикантки Сонми из потребительского общества будущего; читая ироничную исповедь книгоиздателя Тимоти Кавендиша о собственных злоключениях (меньше всего мне понравилось); наблюдая постапокалиптическое будущее вместе с юношей Закри…

    Очень громко для меня в книге прозвучала идея взаимосвязи судеб. Здесь она представлена намеком на перерождение души, но я понимаю это как взаимосвязь поколений. Мы должны помнить о том, какой мир мы оставим нашим детям.

    Отдаю должное мастерству Митчелла в каждом из использованных стилей. Благодарна ему за столь гуманистические идеи, не новые, но всегда важные и как никогда необходимые.


    Если мы верим, что человечество способно встать выше зубов и когтей, если мы верим, что разные люди разных рас и верований могут делить этот мир так же мирно, как здешние сироты делят ветви свечного дерева, если мы верим, что руководители должны быть справедливыми, насилие — обузданным, власть — подотчетной, а богатства земли и ее океанов — поделенными поровну, то такой мир способен к выживанию. Я не обманываюсь. Такой мир труднее всего воплотить. Мучительные шаги по направлению к нему, предпринятые многими поколениями, могут быть сведены на нет одним взмахом — пера близорукого президента или меча тщеславного генерала.
    19
    603