Рецензия на книгу
Интервью с вампиром
Энн Райс
Аноним3 октября 2024 г.Вампирский "Треугольник Карпмана"
По этому (уже ставшему классикой) роману ужасов Райс снято аж целых две экранизации.
Первая в 1994 году и вторая в виде сериала в 2022, и о них мы поговорим попозже, потому что это тоже интересно в связке с романом.
Что касается сюжета, то он прост и незамысловат (в отличие от подсмыслов и подтем).
Есть Луи, он живет в 18 веке, и у него есть шикарное поместье, рабы, младший брат и сестра.
Младший брат - человек крайне набожный, однажды начинает буквально "слышать голос Бога" и продвигать фанатичные идеи о том, что религия должна стать единственной движущей силой человечества, джехад, "священная война" за умы и души и вот это вот все. Луи его страсти не разделяет, и это приводит к самоубийству брата, за что наш герой будет себя винить всю оставшуюся (как окажется - бесконечную) жизнь.
В этом раздрае чувств его и находит Лестат - дерзкий, жестокий, но к сожалению бедный вампир, который обращает Луи в себе подобного и чудесно живет за его счет, пряча (не особо успешно) свой меркантильный интерес за маской учителя-просветителя, который может много что поведать о жизни "детей ночи".
Так они и живут годами, пока в их дуэте не появляется третий, а вернее третья - Клодия. Пятилетняя девочка, которая потеряла мать и потому оказалась особенно беззащитна (хотя и с матерью она не то чтоб была защищена) перед Лестатом и Луи. Она становится их названной дочерью, вампиром-ребенком, которому не суждено повзрослеть.
Вся книга это если не учебник, то точно пособие по психологии. Тот самый пресловутый "Треугольник Карпмана" здесь в своем самом ярком воплощении.
Лестат - агрессор
Луи - жертва
Клодия - спасатель
Периодически кажется, что Луи и Клодия меняются ролями, но все -таки воля последней на порядок выше и она чаще спасает Луи нежели наоборот.
Вообще тема зависимости и рабства поднята в книге на самых разных уровнях и красной нитью проходит на протяжении всей истории: в прямом смысле (потому что мы знакомимся с героями в 1700 годы в Новом Орлеане, где рабство узаконено) и во множестве других смыслов (зависимость слепого отца Лестата от сына, никогда не взрослеющей телом Клодии от своих отцов, Луи от Лестата и т.д.).
Вампирское кормление у Райс это практически половой акт. Нет, никаких сцен 18+ здесь по факту нет, но процесс , когда вампир обольщает жертву и дальше пьет ее кровь сильно сексуализирован и чувственен (стоны, изгибы, раздевание). Здесь часто употребляется выражение "я ее/его желал, хотел" в значении именно кормления, но если забыть о чем мы читаем, второй смысл считывается очень четко. В одном из моментов, когда девушка ставит в укор Луи то, что он неспособен захотеть ее как мужчина и отделяет его мужскую сущность и вампирскую, реакция Луи показывает, насколько эти два понятия для него равнозначны.
Затронута тема не только страсти, но и душевной любви. Здесь даже есть противоречие, потому что с одной стороны здесь много про любовь в разных смыслах (и детско-родительская и дружеская и партнерская), но при этом Луи несколько раз подчеркивает, что вампиры ничего не чувствуют. Возможно он обманывает сам себя.
Экранизация 1994 года действительно хороша. Да, Клодии должно быть 5 лет, и она описывается как невероятно красивый ребенок, чего Данст не отражает, но играет она великолепно. Луи должен быть черноволос, но именно с этого фильма началась эксплуатация Питом образа молчаливого, страдающего, немного не от мира сего романтика, в котором он очень хорош.
Сюжетно фильм даже более логичен, нежели роман. Например по фильму Луи теряет не брата а жену и ребенка и тогда становится понятна та его связь с Клодией, он уже был отцом, он знает это чувство и переносит его на девочку. Почему это происходит в книге (если исключить фривольный контекст) не совсем ясно. Да и финал ( а мы помним, что вообще то свою историю Луи рассказывает журналисту) в фильме гораздо ярче благодаря тому, что вместо робкого наивного книжного юноши, журналист в фильме совсем другой.
Сериал 2022 не буду смотреть из-за каста. Да, я все понимаю , но все-таки предпочитаю, чтобы герои экранизаций отражались так, как в книгах. Контраст между телом Клодии (5ти летняя, хрупкая, как фарфоровая кукла с белыми кудрями) и ее сущностью жестокого чудовища сильно теряется, когда главную героиню играет подросток с далеко не ангельской внешностью.
7251