Рецензия на книгу
Molloy. Malone Dies. The Unnamable
Samuel Beckett
Аноним1 февраля 2015 г.Славная компания ждет нас на страницах Трилогии. Душевно больной Моллой, загибающийся старикашка Мэлон. И Безымянный – просто Безымянный.
На Беккета тяжело писать отзывы – критически ли отзовешься как о говнеце, будешь ли восхвалять, изображая критика, понявшего смысл, - интерпретируй хоть с позиций вульгарного материализма, хоть латентного фрейдизма, хоть законченного идеализма. Любое подобное произведение – это эпикриз, история болезни шизофреника, где вы все умно распишете, поставите точку, но до мысли автора не допетрите.
Воткну свою лепту и я, не претендуя, однако ж, на лавры исследователя.
Нет положительного героя – он ландшафт. Лежит. Потерян и не может сдвинуться, борясь за выживание с самим собой. Это одно из испытаний, подаренных Беккетом Я-героям. Они рефлексируют, пытаясь обрести себя в реальности, но тонут в беспощадном самоанализе и безумии. Еще задолго до обретения своего Я они утратили к нему путь. Каждому – свой фетиш, и свое безумие. Беккет не использует замкнутые пространства, но, в тоже время, события в произведениях Трилогии статичны, малоподвижны, его герои будто парализованы множеством деталей, существенно задавивших своей несущественностью.
Герои Трилогии, как правило, немощны, физически и морально. В них нет каких-то черт, заставляющих думать о них как личности, плохой или хорошей, нравственной или аморальной. В них вообще нет ничего такого, присущего классическому роману. “Вот комната. В ней стоит стул. Стул неподвижен. Но имеет свои воспоминания. Все предметы имеют свои воспоминания.” Лишь порой ирландский мастер абсурда допускает пошлую сентенцию, грязненький натуралистичный момент, не выбивающийся, впрочем, из общей канвы. Чего стоит сцена любви в "Мэлоне".
Виден не только конфликт коммуникации – Беккет его изобразил чуть хуже, чем Кафка, но что удалось ирландскому писателю, так это показать конфликт идентификации личности. Конечно, слишком все гиперболизировано, но…
Безысходность пронизывает роман Беккета, но подтекст известен – такова реальность5244