Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Прыжок в ничто

Александр Беляев

  • Аватар пользователя
    Аноним30 сентября 2024 г.

    «Старинную» фантастику я всегда читаю с опаской. Понятно, что надо делать скидку на время написания, но тем не менее ощущение наивности и упрощенности остается и никуда от этого не деться.

    Роман Александра Беляева я вообще изначально воспринимала как едкую сатиру на капиталистическое общество, находящееся в состоянии страха перед надвигающейся Мировой революцией. Осознавая, что со всех сторон надвигается побеждающий коммунизм, сливки общества решаются бежать. Но куда – на Земле места нет, следовательно – на другие планеты. Деньги еще творят все, и вот «на случай потопа построили лодку. Туда загрузили сыров, ветчины, врачей, массажистов, девчонок и водку»(с) И это не шутка, будущие пассажиры именно так подготовились к межпланетному перелету – чемоданы с нарядами, горничная, собачка – в рамках положенных каждому ста килограммов багажа. Эта часть романа откровенно сатирическая, хоть и, повторюсь, наивная.

    Но все же это Беляев, а значит в первую очередь научные предвидения. Книга посвящена Константину Эдуардовичу Циолковскому и в ней существенное место занимают его мысли о возможности межпланетных перелетов. Конечно, упрощенно, но речь идет и о подготовке к полету, о тренировках на подобии центрифуги, и об амортизационных ванных, и о принципе многоступенчатой ракеты.

    Но далее в самом полете все снова слишком просто даже с учетом времени написания. Оранжерея с огромным стеклянным окном, возможность управлять силой тяжести, газовые плиты (?!) и прочие несуразности мешают воспринимать роман. Да еще слишком прямолинейно описано поведение персонажей. Все «плохие» откровенно глупы, необразованны, амбициозны и потому нелепы. Они вполне серьезно решают вопрос о бунте на борту и ликвидации мешающих им положительных героев – конструктора и инженеров, но мысль о том, как они будут двигаться дальше без специалистов не приходит им в головы, а это уже уровень детского сада. Даже если книга предназначена школьникам, и предполагает правильное идеологическое воспитание – это слишком примитивно. С другой стороны, эти характеристики напоминают многочисленные романы Жюля Верна. В которых помимо нескольких центральных положительных персонажей есть откровенно туповатые отрицательные, которые и не персонажи вовсе, а схемы – зажравшийся владелец заводов, газет, пароходов, тучная мадам, помешанная на бриллиантах… Но почему-то у Верна это все воспринимается, как дань времени, а от Беляева хочется большего.

    30
    236