Рецензия на книгу
Мэнсфилд-Парк
Джейн Остен
Tsumiki_Miniwa1 февраля 2015 г.Романы Джейн Остен общепризнанно считаются классическими английскими романами. Дело тут, естественно, не только в языке, стиле написания, но и в старой доброй Англии, оживающей на страницах её книг. Если вам хочется очутиться в английском обществе, узнать его нравы, погрузиться в водоворот событий, ощутить себя прелестной леди на балу или элегантным джентльменом верхом на коне, почитайте Остен.
«Мэнсфилд-парк» среди ее романов был выбран мной совершенно случайно, и произвел весьма неоднозначное впечатление.
Прежде всего, это касается главной героини. Фанни Прайс – покорная, скромная девушка, не имеющая каких-либо талантов. Она в обязывающем положении перед семейством Бертрам, и в целом такая линия поведения оправдана. Однако автор делает её, на мой взгляд, излишне чопорной. Подчас ее суждения звучат как непреложные истины, христианские догмы. Этим она отчасти напоминает Мэри Беннет из «Гордости и предубеждения». Фанни Прайс кажется излишне правильной. Точка зрения автора на порок настолько прямолинейно вложена в ее уста, что это немного угнетает. Хочется увидеть живой характер героя.
Не только характер Фанни заставляет недоумевать. Поражает неоднозначность чувств Эдмунда. В начале романа он слишком правильный, идеальный. Сан священника обязует, скажете вы, но нас интересует не столько священник, как символ веры и благодетели, а личность со всеми ее внутренними переживаниями. Неспособность Эдмунда разобраться в своих чувствах и предугадывать (хотя бы немного..) очевидные чувства его близких также имеет угнетающее свойство.
Возможно, и это вероятнее всего, что создав таких идеализированных героев, Джейн Остен стремилась подчеркнуть порочность Мэнсфилдского круга. С виртуозностью она описывает загнивающие нравы известного семейства - флегматичность, пассивность, тяжелоподъемность леди Бертрам, назойливость, язвительность непереносимой всеми миссис Норрис, порочные черты превозносимых всеми Марии и Джулии Бертрам и других.
Касательно чувств главных героев, Эдмунда и Фанни, могу только сказать, что в том же романе «Гордость и предубеждение» положительный исход и взаимность чувств героев в конце романа кажется куда более правдоподобными, нежели в «Мэнсфилд-парке».
В целом, роман понравился. Автор уверенно, с мастерством, погружает читателя в описываемую эпоху, предлагает прогуляться по аллеям Мэнсфилда, покататься на лошади, примерить чудесный наряд и пойти на свой первый бал, побыть в центре внимания, или же просто погреть ноги у камина после длительного моциона. Все эти радости вы с лихвой ощутите, если прочитаете этот роман.12145