Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Собрание сочинений в двенадцати томах. Том 7

Лион Фейхтвангер

  • Аватар пользователя
    Razanovo29 сентября 2024 г.

    Человек мира

    В 66 году нашей эры в Иудеи евреи подняли восстание против римлян, началась иудейская война. Одним из военачальников иудеев был Иосиф бен Матитьяху (в романе Иосиф бен Маттафий), который перед войной был наместником иерусалимского правительства в Галилее, затем возглавил повстанцев в этой части Иудеи. Евреи под командованием Иосифа героически сражались, но были заперты в крепости Иотапата (в 67 году) и после сорока семи дней осады были разбиты римлянами. Иосиф попал в плен, став военной добычей командующего римлянами, будущего императора Веспасиана. Перед угрозой смерти Иосиф предал своих соплеменников, непросто перейдя на сторону римлян, но и активно помогая им уничтожать повстанцев в кровопролитной войне, длившейся еще четыре года. Иосиф сыграл не последнюю роль в падении нескольких крепостей в Иудеи и, наконец, был в римском войске при осаде и штурме Иерусалима. Тогдашний командующий римлянами Тит (сын императора Веспасиана, сам будущий император и родной брат императора Домициана) использовал Иосифа в основном в качестве переговорщика с осажденными.

    После войны Иосиф (после освобождения из плена, получивший родовое имя Веспасиана - Флавий) стал римским гражданином, написал историческую книгу "Иудейская война" и потом еще несколько произведений, до конца жизни жил в Риме и был в отличных отношениях с тремя императорами из династии Флавиев.

    Такова историческая основа трилогии Лиона Фейхтвангера об Иосифе Флавии, первый роман которой называется также как и книга Иосифа "Иудейская война" и, собственно, посвящен событиям этой войны. Естественно мы не знаем и никогда не узнаем, чем действительно руководствовался исторический Иосиф Флавий, совершая тот или иной поступок, каковы были его стремления. Фейхтвангер в своем художественном произведении представляет нам возможные версии, выдерживая при этом подлинную канву событий, так как она нам сейчас известна.

    Сам роман не маленький, но в нем нет ничего лишнего, никаких несущественных отступлений, тупиковых побочных ветвей сюжета, бессмысленных героев. Фейхтвангер, будучи сам евреем, понимает большие заслуги Иосифа Флавия ведь именно он описал героическую борьбу еврейского народа с могущественным Римом, и, вообще, много писал об истории еврейского народа, но с другой стороны Иосиф Флавий, безусловно, предатель - он перешел на сторону врага. Фейхтвангер явно симпатизирует Иосифу, но его образ в романе показался мне малоприятным и противоречивым.

    В начале романа Иосиф щеголяет глобалистскими взглядами, он ощущает себя больше не евреем, а человеком мира. Мир - это Рим. Иудея должна не противиться Риму, а пытаться всеми силами интегрироваться в римский мир. Отсюда скептическое отношение Иосифа к радикальным националистам из партии "Мстители Израиля". Кроме того, Иосиф очень честолюбив и хочет добиться больших высот сначала в родной Иудеи, а потом в Риме. Неожиданно получив от умеренного иерусалимского правительства назначение главой провинции Галилея, Иосиф рассматривает это как существенный шаг к будущему величию.

    Прибыв в Галилею, Иосиф быстро понял крайне националистический настрой местных лидеров и населения вообще, и несмотря на свои проримские взгляды, становится бОльшим патриотом, чем сами патриоты. Иосиф на все готов, чтобы получить признание и стать вождем масс. Иосиф рьяно возводит укрепления в Галилеи, давит проримски настроенных местных умеренных, вовсю готовится к войне. Когда в Галилею прибывают римские легионы во главе с Веспасианом, Иосиф героически сражается с ними и больше месяца держит оборону крепости Иотапата, но против лома нет приема - крепость пала. Иосиф не горит желанием идти путем патриота до конца, он тут же вспоминает, что он человек мира и сдается римлянам в плен, лижет задницу Веспасиану и фактически переходит на сторону врагов еврейского народа.

    Иосиф в романе придерживается принципа "быть негодяем только, когда это необходимо", он не плохой человек, но если необходимость возникает, то Иосиф, ни секунду не сомневаясь, совершает любую мерзость, лишь бы это было ему выгодно.


    Если дурное полезно, его нужно совершить, а потом угрызаться.

    Иосиф, желая получить римское гражданство, обещает Веспасиану написать историю иудейской войны, он, находясь в расположении римской армии, становится свидетелем падения Иерусалима, разрушения Храма и уничтожения огромного числа евреев. Иосиф спасает некоторое количество евреев, но патриоты считают его предателем и желают ему смерти.

    В конце романа Иосиф присутствует в качестве зрителя на триумфе Тита в Риме по случаю победы римлян в иудейской войне. Иосиф видит колонны пленных, казнь лидеров восстания, его переполняет сочувствие к своим соплеменникам, он даже выкрикивает еврейские патриотические лозунги. Но как ни крути, Иосиф - предатель и ни что и ни кто не может этот факт изменить.

    47
    994