Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Танцующая в Аушвице

Паул Гласер

  • Аватар пользователя
    Аноним30 января 2015 г.

    Неужели она выползет из газовой камеры живой? (с) Маша irishkirsche

    Так, сейчас все Бэтмэны, человеки-пауки и прочие супергерои, которых я забыла, разошлись.
    На сцену выходит Роза Гласер, она же Супер-Роза, поприветствуем.
    Подробную биографию героини со сверх-способностями очень лаконично изложила Маша irishkirsche в своей рецензии , прошу уделить ей несколько минут вашего времени, потому что без рецензии Маши образ главной героини остается неполным.
    Пока Роза делает разминку и кидает гранд-батманы, давайте поболтаем о ее нелегкой жизни, всю подноготную которой нам предоставил некто Паул Гласер, называющий в книге Розу исключительно "тетушкой".
    Это одна из самых неоднозначных книг, которые я читала в своей жизни. Часто хотелось начать биться головой о стену, еще чаще - выпить. Но не переставать читать. После того, как Corpus нашли в себе силы и опубликовали "Когда исчезли голуби" Оксанен, настоящую книгу-бомбу, я молилась на них. Но с "Танцующей в Аушвице" издательство очень сильно всё упростило, превратив достойную исходную идею и дневники Розы в чиклит и мыльную оперу на фоне Холокоста и концлагерей.
    Это история про недалёкую девочку, у которой всё должно идти по плану. Увидела красивую тетеньку - хочу быть как она, надо бы замуж еще раз, а то грустно - пошла и захомутала себе мужика, оказалась в концлагере - о, я такая популярная, у меня связи, все быстро шлите мне посылочки. Я же говорю, жизненный путь Розы способен свести с ума любого, серьезно.
    Но эта история написана как Бог на душу положит, и этого вынести я не смогла.
    В книге присутствует 3 сюжетных линии: вольный пересказ жизни Розы автором на основе ее дневниковых записей, некоторые фрагменты из этих дневников и (мы переносимся в будущее, в современность) нелегкий путь осознания автором, что он еврей и что ему нужно срочно раскопать все, связанное с тетушкой.
    Не знаю, как так получилось, но большая часть книги написана как будто от лица призрака Розы. "Я чувствую себя несчастной", "я очень занята в танцевальной школе" - все свои секреты выбалтывает нам она сама. Но мы-то с вами знаем, что это дело рук Паула Гласера.
    Ну не получилось у него писать от лица женщины, что поделаешь. Это становится ясно, как только начинаешь читать сами дневники Розы - контраст женского и мужского письма огромный, и, увы, не в пользу автора. Но если бы только это. Изложение автора почти полностью дублируют дневники Розы, и это превращается просто в ворох грязного белья, которое все никак не отстирывается. По кругу я читаю и читаю об одном и том же с мыслью "давай дальше, это мы уже знаем".
    Конечно, по всем законам чиклита повествование прерывается на самом интересном месте - автор переключается на вопрос своего происхождения.
    На общее впечатление накладываются такие неправдоподобные детали и события, читая о которых я, выросшая на книгах о Холокосте, просто орала. (пить в лагере молоко и суррогатный кофе? волчьи фекалии из зоопарка? Иметь запасы хлеба, когда все вокруг мрут от голода? Люди, прочитавшие книгу, продолжайте список).
    Чем полезна эта книга, спрашиваю я себя, в чем ее ценность? В том, что под каким бы углом я эту жизнь не рассматривала, она не моя. Это прошлое и ошибки другого человека, мы можем посмотреть на них и сказать "это был шаг не в ту сторону". Мы видим, на что пошла Роза ради спасения себя, ее можно осуждать и критиковать за многие вещи, но именно эта темная сторона, "неправильность" Розы спасла ей жизнь.
    Самое жуткое в этой книге то, что начинается после прочтения. Начинаешь думать и понимаешь, что хорошие и милые девочки, которые любят маму и папу, а не своего пятого по счету любовника, во Вторую Мировую в ситуации Розы не дожили бы и до двадцати пяти.
    Очень страшно. Очень.
    Читать ради самой истории, и по возможности не обращать внимания на форму изложения.

    30
    451