Рецензия на книгу
Герой нашего времени
Михаил Лермонтов
Аноним25 сентября 2024 г.Негерой
Структура
Роман нелинейный, состоит из отдельных повестей. Через отдельные истории, отличные друг от друга по длине, по сложности фабулы и по рассказчику читателя приближают к пониманию главного героя. От простого к сложному, от дальнего к ближнему. Сначала нам рассказывают о Печорине через третьи уста (о нём неназванному рассказчику - военному и поэту - повествует Максим Максимыч). Затем фокус приближается, и вот уже сам повествователь описывает Григория Александровича для нас. А завершают роман три истории от первого лица - мы читаем дневник Печорина, полный рефлексий и самокопаний.
Если же раскладывать роман хронологически, то получается вот так (версия В. Набокова, которая, на мой взгляд, вполне обоснована):
1. Печорин после некоей "истории" в Петербурге едет на войну на Кавказ. Летом 1830 года, остановившись в Тамани в отдалённом домике, он сталкивается с контрабандистами ("Тамань");
2. Прибыв на Кавказ, Печорин воюет какое-то время, после чего берёт отпуск и в мае 1832 года прибывает "на воды" в Пятигорск и Кисловодск ("Княжна Мери");
3. За убийство Грушницкого на дуэли Печорина ссылают в дальнюю крепость Чечни на линии, где он знакомится с комендантом Максимом Максимычем. Зимой 1832/33 года, во время одного из кратких походов-вылазок из крепости случается эпизод с Вуличем ("Фаталист");
4. Вернувшись в крепость, весной 1833 года Печорин вместе с Максимом Максимычем посещает свадьбу, устроенную одним из местных черкесских князьков. Там он встречает Бэлу и решает присвоить её себе. Уже осенью того же года Бэла погибает от рук Казбича ("Бэла");
5. Какое-то время спустя Печорин покидает крепость. Затем он, видимо, возвращается в Петербург. Спустя несколько лет, в 1837 году он едет по назначению в Персию (аллюзия на Грибоедова - предзнаменование смерти?) и по дороге, во Владикавказе, встречает Максима Максимыча и так и не названного нам рассказчика ("Максим Максимыч");
6. Спустя года два после встречи во Владикавказе становится известным о гибели Печорина.
Личные впечатления
Григорий Александрович Печорин - это представитель узкого класса дворян, притом верхней прослойки оных. Героем своего времени - то есть ярким и характерным представителем российского общества, он не являлся. Он был чужд 90% населения той России, которая даже прочитать его журнал не могла.
Да и для дворянской среды, есть подозрение, Печорин тоже достаточно своеобразен или, как его определяют в романе, странен. Он достаточно богат, чтобы дела насущные и добыча ежедневного пропитания не отвлекали его от размышлений о смысле жизни. Человеку менее богатому некогда слишком много размышлять о своём смысле жизни и искать своё предназначение, надо заботиться о выживании. Впрочем есть и богатые, которые живут в своё удовольствие и также не рефлексируют.
Печорин ещё со времен Белинского записан критиками в "лишние люди" наряду с Онегиным, Бельтовым, Рудиным и - апофеоз бесполезности - Обломовым. Можно, конечно, говорить, что Печорин - человек безусловно умный и энергичный - "лишним" оказался исключительно из-за "заморозков" николаевской эпохи. Такой вариант трактовки по понятным причинам поддерживался в советскую эпоху. Однако в "Герое нашего времени" нет никакого намёка на то, что Печорин интересовался хоть каким делом помимо рефлексий на свой счёт. Так что, думаю, эпохой бесцельность его существования оправдать нельзя. Да и в любые времена по-настоящему деятельный человек найдёт себе применение. Ограничения эпохи не мешали тому же Энгельгардту уехать в деревню и энергично заниматься делом (см. "Письма из деревни").
Что ещё? Лично для меня примечательным в романе показалась та роль, которая отведена женским персонажам. Красной нитью сквозь текст проведена идея, что женщина для Печорина по большей части объект, вещь, предмет обладания. Она низводится до уровня породистой лошади, если не ниже. Так Казбич отказывается выменять своего коня на Бэлу, а Азамат и Печорин совершают именно такой бартер. Описывая "ундину" из Тамани, Печорин, полемизируя с Пушкиным, говорит:
В ней было много породы... порода в женщинах, как и в лошадях, великое дело; это открытие принадлежит юной Франции. Она, то есть порода, а не юная Франция, большею частью изобличается в поступи, в руках и ногах; особенно нос очень много значит. Правильный нос в России реже маленькой ножки.Описывая княжну Мери, Печорин упоминает её "бархатные глаза", восхищается, что её "нижние и верхние ресницы так длинны, что лучи солнца не отражаются в её зрачках", интересуется белизной её зубов. На это Грушницкий восклицает: "Ты говоришь об хорошенькой женщине, как об английской лошади!"
Да, эпоха другая, исторический и социальный контекст другие. Но даже для современников Печорина это уж слишком. Возможно, в этом и заключается главная проблема Григория Александровича - боязнь равноправных, полноценных отношений ("из двух друзей всегда один раб другого") действует на него разрушительно.5113