Рецензия на книгу
Криптономикон
Нил Стивенсон
Аноним25 сентября 2024 г.Эта история начнется в тот миг, когда лихой американский морпех Бобби Шафто войдет в манильский уличный ресторан, где обычно обедают все японские офицеры и потребует для себя две порции сырой рыбы. Спустя полчаса этот поступок станет поводом для серьезной драки, в ходе которой он познакомится с японским солдатом Гого Денго. Спустя всего несколько лет после этого инцидента Бобби, Гого и простой британский связист Лоуренс Уотерхауз решат судьбу не только Второй Мировой, но и будущего развития человечества.
Спустя еще полвека после этих событий на Тихом океане появится следующая непобедимая тройка, которая попытается изменить наш несовершенный мир, и этих людей снова будут звать Шафто, Денго и Уотерхауз. И никто, кроме странного священника по фамилии Роот не сможет понять суть их миссии, потому что начинаться она будет очень и очень незамысловато. Просто однажды в один прекрасный день группа ролевиков, проводящих целые дни за настольными играми, попытаются заработать на этом денег и очень сильно обломаются…
Нил Стивенсон – очень тяжелый писатель. Не в смысле мрачный, а в смысле громоздкий. В принципе, таким он был еще во времена своих самых первых и самых разухабистых вещиц типа «Лавины», но к моменту появления на свет “Криптономикона” эта тенденция стала уже клинической. «Главный мыслитель поколения» прочухал наконец свой мессианский статус и решил ему отныне полностью соответствовать. В результате, легкая, почти постмодернисткая игра превратилась в его творчестве в многосерийную мыльную оперу, которую смело можно ставить теперь на одну полку с «Основанием» Азимова или «Дюной» Херберта.
На первый взгляд может почудиться, что «Крипта» не имеет никакого отношения к научной фантастике. Перед нами почти серьезный исторический фикшен, снабженный вспомогательной сюжетной линией из настоящего. Если вспомнить, то подобным приемом пользовались в свое время даже Ефремов с Кларком в те редкие моменты, когда пытались сказать потомкам что-нибудь умное и вечное. Стивенсон тоже вроде бы шагает здесь по следам великих гуманистов, но только в его шагах уж слишком много подозрительной ереси. Например, такой, как персонаж Энох Роот, чья природа, оказывается, откроется только в следующих романах Стивенсона.
12545