Рецензия на книгу
Триумфальная арка
Эрих Мария Ремарк
d-Julianna22 сентября 2024 г.Слишком много кальвадоса
История любви доктора эмигранта и молоденькой певицы/актрисы в Париже в преддверии второй мировой.
Автором очень ярко и эмоционально переданы чувства героев, по-французски любвеобильно, украшено адюлтерами, переживаниями и сентиментальными впечатлениями.
На фоне амурных страстей неспокойная обстановка во всем западном мире, насквозь пропитанная нацистскими веяниями, к которой отчётливо и ясно прослеживается презрительное авторское отношение.
Детально описаны внутренние переживания главного героя, его убеждения, сомнения, эмоции, воспоминания, надежды и мечты.
К сожалению, для меня и это произведение Ремарка (бесспорно достойное талантливое творение, рука мастера) не нашло отклика. Слишком романтизировано, перенасыщено сравнениями и, на мой взгляд, уж очень напыщенно поверхностной гиперэмоциональностью, ровно настолько насколько чересчур много в нем было выпито кальвадоса. Поведение персонажей для меня уж слишком примитивно, без подтекста, без выраженной осознанности и наполненности.
По сути главный герой сорокалетний мужчина, запавший на 25-летку, которая прыгнула к нему в постель в ночь смерти предыдущего любовника, за чей счёт она и жила. И чего собственно ожидал уважаемый доктор от нее? К чему эти страдания истязания и переживания, раз все было понятно на старте. В современных реалиях два зависимых от эмоций эгоиста, целиком сконцентрированные на собственных чувствах и состоянии, выстроившие иллюзорные образы друг друга, в какой-то момент вдруг осознавшие, что их реальные прототипы совсем другие люди. Для меня эта история предстала не более, чем бразильским сериалом. Любопытно было следить, кто кому изменит, кто кого бросит первым, когда разобьётся посуда, кто кого швырнет на кровать.
На заднем плане в качестве антуража, сцены, на которой разворачивается французская драма, надвигающаяся волна разрушения, войны и крови. Ровно как в бразильских сериалах на фоне маячит морально-этический вопрос клонирования, наркомании, прав женщин и подобных глобальных всеохватывающих проблем человечного существования.
Единственный персонаж, вызвавший у меня симпатию, Морозов, умудренный опытом, взрослый по духу дядька, которого и хотелось бы послушать... Но, к сожалению, его было намного меньше, чем кальвадоса.
Для меня эта история оказалась слишком театральной, и несколько переигранной. Не удалось глубоко проникнуться к героям, нырнуть в омут атмосферы, так настойчиво меня туда приглашающей своими "лугами забвения", "беременными тучами", "распятой на кресте луной".
И вроде всё есть: и глубина и анализ чувств и причин, мотивы поведения, объясняющие выбор, логическое завершение и ничего не добавить ...но это все так примитивно, что кажется дешёвым и даже авторские сравнения не добавляют сюда эксклюзива.
Тем не менее, книга насыщена мудрыми изречениями, над которыми хочется поразмышлять, сохранить и запомнить. Но только в отрыве от персонажей, в контексте своей собственной жизни.8666