Рецензия на книгу
Золотой храм
Юкио Мисима
Аноним11 сентября 2024 г.Первый японский роман, что я прочитала
В центре истории юный монах Мидзогути. Мечтательная натура, считающая себя исключительной и никому недоступной в виду наличия особых качеств (заикания) и невзрачной внешности. Натура, оторванная от реальности и которой мало свойственны тривиальные человеческие чувства. На протяжении романа мы наблюдаем, как шаг за шагом, медленно, словно окунаясь в омут, он опускается к своим темным началам. Совершенные поступки начинают источать сияние зла : "и злое свершение сияло на мне подобно ордену - только подвешенному с внутренней стороны груди..."
Другим действующим лицом перед нами предстаёт Золотой Храм (Кинкакудзи). Мисима так явственно представляет его нашему взору и столь полно наполняет мир Мидзогути этим храмом, что не воспринять его за живое действующее лицо невозможно.
Безусловно в романе есть и другие герои, но зачем же я буду раскрывать детали?
Если говорить о темах, которые я для себя выделяла, то это понятие о Прекрасном и его роли в жизни человека, тема одержимости, неполноценности и исключительности личности, одиночества, тема войны, смерти и жизни.
Это лишь основные темы, но их гораздо больше.
Роман не оставлял без вопросов. У меня не получалось просто читать и сопереживать со стороны, меня мучали вопросы: а почему герой вдург решил, что заикание делает его хуже и невзрачнее в окружении других людей? Действительно ли для стран востока свойственно такое внимание подобным человеческим особенностям (а также физическим изъянам)? Я понимала, что его замкнутость и желание упиваться этим одиночеством, подпитывающие его исключительность, порождали ту жажду Прекрасного, о которой идет речь в романе. Но мне были непонятны эти рассуждения и тогда я вспоминала, что ведь роман - это вольная интерпретация писателем причин, которые могли послужить поджогу храма в 1950-ом году, а значит мне не надо оценивать мировоззрение Мидзогути с позиций обычного человека. Явно человек, совершивший подобное, видел мир иначе. И тогда я приняла эту одержимость и боготворение Прекрасного как основу жизни монаха. Она казалась мне извращенной, тяжелой и очень одинокой. Многочисленные описания деталей, которым юный герой придаёт внимание, раскрывают искаженность и неординарность его взглядов. А ведь если задуматься, знаем ли мы, что таится в головах людей, идущих на осознанное преступление, и что их к тому толкает?
Нередко в голове всплывал образ Родиона Раскольникова, особенно когда Мидзогути прощупывал границы дозволенного ему Зла. "А что еще я смогу совершить?" Так и крутилось в голове "Тварь ли я дрожащая или право имею?". Как будто бы Юкио Мисима это Достоевский, но на японский лад.
Хочется пару слов сказать и о самом Храме. Он предстает в романе символом эфемерности реального мира и отражением Вечной Красоты. А потому для мимолетной человеческой жизни храм становится незыблемой, непоколебимой и недосягаемой сущностью, которой подвластно всё вокруг. С этим Храмом герой ведет внутреннюю борьбу.
Я бы писала и писала сюда обо всех своих мыслях и заметках, которые возникали по ходу чтения. Но роман погрузил в себя как в пучину, оттого и мысли стали скомкаными и обрывочными.
Скомканность мыслей - тот самый эффект, которого я ожидала от япоснкой литературы, ох, как же это похоже на их творчество, с которым я знакома по анимации и комиксам. Многие рассуждения в романе казались абстрактными и оторванными от жизни, и я ловила себя на мысли, что в настоящий момент мне наоборот в жизни хочется ощущать больше ясности, приземленности, действительности. Поэтому для самой себя я отнесла роман в категорию книг, которые нуждаются в особом расположении духа, когда хочется предаться мыслям о чем-то неосязаемом.
Я бы сказала, что такая литература не на каждого читателя, но она имеет место быть и имеет свойство вводить в размышления. Хочу также отметить образность и мелодичность текста! Мисима очень красиво уделяет внимание самым незначительным деталями, будь то игра света на рубашке или бег муравьев на земле. Органично вписана природа и чувствуются неразврывная ее связь с человеком.
8542