Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Apollo Murders

Крис Хэдфилд

  • Аватар пользователя
    Аноним9 сентября 2024 г.

    Автобиография Криса Хэдфилда «Руководство астронавта по жизни на Земле» стала одной из лучших книг, прочитанных в 2017 году. После чего я ещё немного позалипала на его YouTube-канале, где Крис рассказывает о жизни на МКС, – и вроде как отпустило. Но в прошлом году – совершенно случайно – наткнулась в книжном на этот роман и, не читая аннотации, побежала на кассу. Чего я ожидала? Ну чего-то в духе Энди Вейера. Мечты, мечты…

    В «Орбите смерти» выдумка сплетается с реальностью. Многие персонажи реальны, их имена не изменены, как и события – в конце книги есть соответствующие приложения.

    Автор допускает, что запуск «Аполлона-18» всё-таки состоялся, а не был отменён Никсоном. Его целью было высадится на Луне, набрать камушков и вернуться домой. Но примерно в это же время СССР запускает космическую разведывательную станцию «Алмаз». Предполагалось, что она будет без экипажа, поэтому США решают между делом сделать её фотографии и вывести из строя. Но всё идёт не по плану.

    Клюква есть, но не та, какую можно было бы ожидать от сюжета, основанного на противостоянии США и СССР в космосе: Хэдфилд обошёлся без обеления своих и очернения условных чужих. Независимо от национальности, все профессионалы в своём деле – и просто люди.

    Однако, несмотря на интригующее, как положено, первое предложение:


    Я лишился левого глаза прекрасным осенним утром, когда на небе не было ни облачка.

    …чувствуется, что «Орбита смерти» – первый роман автора. Из самого банального: описание героем, смотрящего на себя в зеркало, собственной внешности – при том, что повествование ведётся от третьего лица. Много лишних подробностей, которые порой сильно растягивают сцены. Но лично для меня книгу это менее увлекательной не сделало.

    Так называемая «клюква» касается проработки сюжета и героев. Есть, например, то, что касается руководства космических программ двух стран – кто отдаёт приказы, с кем они согласовываются, психологический отбор астронавтов, проверка их биографий. Возможно, последние два пункта нужны были автору банально для развития сюжета, но даже если и так, не считаю это приемлемым средством: негативно влияет на достоверность истории и погружение в неё читателя.

    Герои даже не шаблонные, а скорее, картонные, хотя Хэдфилд местами и старался вдохнуть в них жизнь. Но получилось у него не очень, и ближе к концу романа это становится сильно заметно – из-за их странных поступков. Например, космонавтка Светлана оказывается настолько хладнокровной, что ради своих целей может проворачивать в человеке нож, – о том, что у неё есть соответствующий опыт в тексте, конечно, не сообщается. То же, в принципе, касается и Чада: он был когда-то лётчиком-истребителем, но это всё-таки не тоже самое, что солдат.


    Чад попытался её оттолкнуть. Она схватила, торчащий из его живота нож свободной рукой и провернула. Чад завопил. Она продолжала резать.

    Или, допустим, бессмысленность изменения координат приводнения: постфактум выясняется, что герой не собирался поддаваться на шантаж и отдавать СССР то, что они хотели. А у США не было намерения держать Светлану в заложниках. Так зачем же нужно было так рисковать всем экипажем и миссией? И что вообще за перестрелка на орбите? Не верю, что космонавты – как и их начальники – могут быть настолько отбитыми, чтобы реально пытаться убить друг друга в открытом космосе. Шпионаж и убийство – всё-таки разные вещи, с соответствующими последствиями на политическом уровне. Или как герою, усыновлённому в 10-летнем возрасте американцами, удалось сохранить русский язык на уровне носителя? Или почему СССР решили, что героя можно шантажировать братом, с которым тот не был особенно близок? И почему этот брат настолько тупой, что даже не задумался, нахрена его, немецкого монаха, приглашают в Москву? И что они вообще собирались с ним сделать в случае неповиновения героя? На Калыму отправить, что ли? Ну-ну. Короче, вопросов – вагон.

    Что хорошо тут, так это атмосфера: запуск, полёт, отстыковки/состыковки, устройство скафандров, работа в открытом космосе – полно мелких достоверных деталей, искусно вписанных в сюжет. Хотя бы ради этого роман стоит читать. А неважную проработку героев и их мотивации, влекущую за собой соответствующие вопросы, можно отнести к особенностям жанровой литературы – не прикольно, но простительно, на мой взгляд.


    Из-за случайного чиха, подавленного паяльщицей девятнадцатью месяцами ранее в Финиксе, штат Аризона, отказала основная электронная начинка аппаратуры голосовой связи «Персьюта», командного модуля корабля «Аполлон-18».
    Команда теперь говорила сама с собой.
    17
    301