Рецензия на книгу
Jo confesso
Jaume Cabré
Аноним8 сентября 2024 г.От сотворения мира
История жизни, психологический роман, история вещи, исторический роман, элементы принципа домино, современная проза
Когда читать: не подойдёт для транспорта, требует концентрации внимания. Роман навеял мне мысли о "Щегле" Донны Тартт, "Неаполитанском квартете" Элены Ферранте и "Ромео и Джульетте" на послевоенный лад.
Сюжет. Адриа был ребенком, когда отец впервые показал ему скрипку Сториони по имени Виал. На склонен лет Адриан расскажет историю инструмента, который был и ценностью, и разменной монетой, и наказанием, и смыслом.
Герои. Адриа - полиглот, философ, музыкант, эстет. Его друг Бернат и жена Сара. И очень много других персонажей, которые появляются и исчезают на протяжении всего романа. В конце есть список персонажей, не принебрегайте им.
Язык. Витиеватый, средний по сложности для чтения, но бесконечные перемещения во времени сильно сбивают с толку.
Мир. В основном Каталония, Испания, но есть эпизоды из Парижа, Оксфорда, Освенцима. Хронологию назвать трудно, финал в конце 1990-х гг.
Для того, чтобы прочитать этот роман мне частенько приходилось делать усилие. Жауме Кабре не жалеет читателя: переключает рассказ персонажа о самом себе от 1-го лица к 3-му, меняет время, локации, действующих лиц и все это на одной странице. Чтобы следить за сюжетом в таких условиях, нужно иметь желание и интерес к подобным экспериментам. Все эти приемы делают роман запоминающимся, но они же и отталкивают.
Хотя в романе трое основных действующих лиц (Адриа, Бернат, Сара), центральной линией для меня были взаимоотношения (назову это так) Адриа со скрипкой. Инструмент - мой главный герой, который повлиял на всех, кто к нему прикасался. История Виал тянется через века, как бы сказали по ТВ, "кровавый след" подчёркивает все известные грани и формы зла, которые Адриа пытался осмыслить.
Поразительно, как Кабре смешивает эпохи и заставляет инквизитора, эсэсовца и студента искать ответ на один и тот же вопрос, будто они сидят в одной аудитории, и при этом остаётся щемяще точен в описании боли. Он не заигрывает с читателем, он окунает в смерть с головой, простыми словами, доходчиво и высшей степени определено рисует картину ухода даже не человека, человечности, и прерывает её так же, как телефонный звонок, чтение книги.
И все же в этой книге столько жизни, будто листаешь старый фотоальбом. Здесь есть место рождению и смерти, чуду и обречённости, преступлению и раскаянию, дружбе, любви, ненависти и всему, что сопровождает ту самую жизнь. Между эпизодами - поколения, но все это часть одной огромной истории, в которой есть и гений, и злодей, и боль, и счастье. Кабре превращает привычное и приевшееся в тонкую игру смыслов и печалей. Посудите сами: расстановку книг Адриа называет сотворением мира. Какой любитель книг пройдёт мимо такой метафоры?
Чего я не ожидала, так это найти Монтекки и Капулетти в Испании послевоенных лет. Параллель настолько очевидна, что Кабре вводит эту мысль в диалог героев и продолжает обострять отношения Адриа и Сары. Они уже не мужчина и женщина, они олицетворение послевоенных проблем, которые лежат вне материальной плоскости. Моральное право обладания, спекуляция на боли целого народа, мошенничество и поиск правды - абстракции, выходящие далеко за пределы брака, однако именно они этот брак меняют. И снова двое по разные стороны. На этот раз по разные стороны смерти.
И наконец, Бернат. Герой в тени героя. Талант или ремесленник. Друг или завистник. Вор или наследник. Самый непостижимый для меня персонаж. Я не знаю, что из названного было бы правдой о нем.
Финалы для персонажей по отдельности, на мой взгляд, изящны и логичны, но последний фрагмент романа меня несколько разочаровал. Я ждала некой моральной эврики, штриха, который будет напоминать катарсис, но так и не дождалась.
Здесь есть огромный простор для исследования. Как-то получается, что книги открывают для меня страны и регионы, поэтому я побежала читать про Каталонию. В романе более 400 сносок. Это само по себе обещает читателю сложное, насыщенное деталями чтение. Подойдёт такое не каждому. Но если сомневаетесь, лучше скажите роману "да". Скорее всего, поначалу вы будет спотыкаться о смену эпох и персонажей, но это одна из тех книг, которые достойны перечитывания и здесь собраны десятки тем, над которыми стоит поразмыслить.8850