Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

The Lyre of Orpheus

Robertson Davies

  • Аватар пользователя
    Аноним5 сентября 2024 г.

    Редкий случай, когда именно прослушивание в формате аудио высветило особенными красками в книге ее самые лучшие стороны. То есть, что я хочу сказать. Предыдущие книги этой замечательной трилогии я читала глазами, но такого вау-эффекта не было. И может быть, благодаря тому, что во многом эта часть посвящена работе над музыкой Гофмана, над его набросками к так и не состоявшейся опере, над монументальным и таким живым замыслом, вылившемся в оперу "Артур Британский, или Великолепный рогоносец", именно поэтому финальная зрелищность и оперное звучание органично легло на то, что текст этой книги я слушала.

    Материал, который послужил основой для оперы - вы уже догадались - это легенды об Артуре и рыцарях Круглого Стола. Фея Моргана, Гвеневера, Ланселот, Дева Озера, все будет, и конечно, Мерлин с Мордредом. Тем более интересно, как состыкуется средневековая легенда и история Артура Корниша и его жены Марии Феотоки. А столкновение их историй - оно будет.

    Сама работа над оперой, так, как ее участники проявляются каждый в свойственной ему манере - над этим было очень интересно наблюдать, тем более в таких жизненных коллизиях, где просовывала наружу голову и мелодрама, и трагикомедия, и частенько фарс. И это не просто работа над музыкальным произведением и его постановкой. Есть еще маленький нюанс. Гофман работал над оперой в 18-м веке, и требовалась такая же постановка, с теми же театральными инструментами, что были доступны во времена Гофмана. А это немного непросто, мягко говоря.

    Но хотелось бы ненадолго вернуться к самому Гофману, ведь именно он главный персонаж этой истории. В основном как идейный вдохновитель, но ему отведена в романе и роль в прямом смысле, а роль эта прелюбопытна, поскольку в ней он поистине Орфей, спускающийся в ад. ...Так вот о том, что мы о нем знаем. Многим из нас он известен исключительно как писатель и автор сказок Гофмана, но это лишь малая толика. Прочтя о нем более подробно в энциклопедии, можно понять, почему Дэвис подсунул в книгу еще одного персонажа, Уолли, называющего себя сыном Парлабейна, того самого, кто немало кровушки попил в предыдущих событиях, а так сказать сын непременно хотел получить папашину рукопись.

    Вы поймете, о чем я хочу сказать, ведь сам Гофман был известен и как превосходный музыкант: он сочинял музыку, были периоды, когда он брался за дирижерскую палочку, а были, когда его певческий талант вырывался на поверхность. И как не сказать о его талантах художника, рисовальщика и декоратора, ну и конечно, более известные его труды как выдающегося писателя. И в этом свете для нас становится неожиданным то, что он был еще и знающим и дельным юристом, и при всем этом обладал огромной работоспособностью. Все это, перечисленное в нескольких строках, поражает воображение, особенно когда читаешь об этом под звучание сочиненной им музыки.

    А параллельно идет работа по написанию биографии, Даркур, как один из душеприказчиков Фрэнсиса Корниша и один из руководителей Фонда Корниша, пытается собрать все, имеющее отношение к Корнишу и случайно натыкается на зримое доказательство неизвестной до сей поры его деятельности. То есть, нам-то все уже известно из второй книги, но нашим героям - нет. И вот это очень интересно. И то, как описывается картина, и как Даркур, остающийся все равно священником, как он раскладывает по полочкам, что делал Корниш, к чему стремился и чего искал в своей творческой жизни.

    Здесь мы видим, как воедино сплетаются нити, ведущие от музыки, от литературы и от живописи. И это что-то волшебное, так вести, как Дэвис, сплетая-заплетая-расплетая и свести все это в одной книге. А театральный занавес на обложке моего издания отсылает не только ко всем упомянутым областям творчества, ведь так и хочется сказать: "вся жизнь - игра"... и Фрэнсис Корниш только подтвердит. Тем более, игра бывает разная. Автор, плавно выходя на роль творчества, указывает и на саму судьбу, и - внезапно - на роль бога и достаточно интересно выводит именно эту последнюю грань. И чтоб вы понимали, я человек от религии очень далекий, но то, какое я вижу у Дэвиса понимание этих вещей - это дорогого стоит.

    21
    254