Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

La plus secrète mémoire des hommes

Мохамед Мбугар Сарр

  • Аватар пользователя
    zlobny_sow31 августа 2024 г.

    Лабиринт из прошлого в современность

    Книга синегальского молодого писателя, который живет во Франции. Книга была удостоенна Гонкуровской премии в 2021 году. Главный герой романа – молодой писатель синегальского происхождения, который живет в Париже в 2018 году. Написав и издав первую книгу, войдя в литературную среду, герой в настоящее время находится в творческом поиске и сомнениях о своем предназначении. Нелегкие праздные будни ему скрашивает исследование загадочного романа 1938 года «Лабиринт бесконечности» и поиск его исчезнувшего автора. Вот разделение книги: история главного героя, молодого писателя, и история писателя из прошлого. И вот другое расслоение текста: про современность всё линейно, про прошлое – урывками, отдельно взятыми историями.

    Или еще. Писатель пишет о писателе, рассуждает о сути литературы, о ее высоком предназначении. Всё это разбавлено множеством историй людей и народов о семье, любви, карьере, отношениях, сложном моральный выборе, войне…

    Получился отличный роман с неоригинальной по современным меркам задумкой романа о романе, литературы о литературе, но в то же время актуальный, современный. Преследует как бы две цели: увлекает нон-фикшн экспериментальным текстом о литературе и рассказывает совершенно сюжетную художественную историю о писателе.


    Жизнь – это в сущности не более чем дефис между «как» и «никак». И я пытаюсь пройти по этой тоненькой черточке.

    Интересны писательские мысли о месте национальной литературе, которая растворяется в глобальной европейской культуре. Молодой писатель с друзьями рассуждает о своем творчестве, о месте других чернокожих литераторов, об их голосах, нивелируемых в общей массе. Роман «В тайниках памяти» сам становится заметным событием в литературном мире (я имею в виду премию). Лабиринты, тайники, память, прошлое, бесконечность – все маркеры говорят о сложной структуре текста, которой я заслуженно восхитилась.


    По общему мнению, книга обязательно должна о чем-то рассказывать. Но правда в том, что посредственная, или скверная, или банальная книга рассказывает о чем-то. У великой книги нет сюжета, она ни о чем не рассказывает, она лишь стремится выразить или открыть нечто, но это «лишь» уже содержит в себе всё, и в этом «нечто» опять-таки заключается всё.
    9
    245