Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Черная стрела

Роберт Луис Стивенсон

  • Аватар пользователя
    deerstop31 августа 2024 г.

    Цена победы

    Перечитал повесть из юности, которую не трогал со школы, и, кроме приключений, которые даже в те годы казались захватывающими, нашёл в ней и мораль, и сложную идею, которые тогда не бросались в глаза.

    Сюжет повести даёт прикурить даже многим современным произведениям. В нём намешано огромное количество событий и темп повествования практически не даёт передохнуть. Я мало могу вспомнить настолько же событийно-интенсивных повествований, даже в наш век высоких скоростей, а уж в постсоветском детстве повесть воспринималась чем-то невероятно интересным именно с точки зрения приключений.

    В центре повествования мальчик Дик, наследник состояния, который пытается найти себя на фоне противостояния Йорков и Ланкастеров. В этом водовороте судеб он перейдёт из защитников своего опекуна в лагерь его врагов, определится с политической позицией, найдёт, потеряет и вновь обретёт свою любовь, пройдёт по трупам, поломав некоторое количество человеческих судеб, встретиться с Ричардом III (ради чего автору пришлось пойти против исторической правды) и, в конце концов, вынырнет из этого винегрета событий «победителем» с тяжёлой ношей на душе.

    Это в том числе повесть о взрослении, о закалке характера, о том, как из «юноши пылкого со взором горящим» война и следование своим желаниям вытачивает сложного человека, который с одной стороны не считает жизни ради достижения своей цели, но с другой стороны в какой-то момент оглядывается, смотрит на свои поступки и пытается хоть как-то поправить то, что он сотворил и перестать проливать кровь. Его раскаяние не воспринимается полноценным, и как герой он для меня уж точно не положительный, но не отметить эти порывы души и (пусть слабую) попытку перехода от ценностей средневековья к ценностям Возрождения и Романтизма нельзя.

    Повествование оперирует уже сложившимися к тому времени канонами средневекового исторического романа и включает в себя как знакомые для подобных произведений элементы (рыцарство, месть, переодевания, прекрасная дама, замок с потайными ходами и густые леса с разбойниками), так и новаторские сюжетные ходы (корабль) и отсылки к другим произведениям (например, к «Гамлету» в сцене подслушивания за ковром).

    Могу посоветовать всем, кто любит приключения и антураж средневековой Англии. Повесть точно стоит внимания, если вы прошли мимо неё.

    15
    452