Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Краем глаза

Дин Кунц

  • Аватар пользователя
    fiarvgk30 августа 2024 г.

    Неправдоподобно мастерский «венец творения»

    «Краем глаза» — книга 2000 г. Дина Кунца, мастера триллера и ужасов. Книга, в которой через мистику, религию и квантовую механику раскрываются человеческие пороки и добродетели.

    Начало максимально непонятное и описывает несколько историй: Каина Младшего, убившего свою горячо любимую жену Наоми; Леди-Пирожницы Агнес и её оптимистичного, но осторожного, медведя-мужа Джоя, ожидающих рождения «вундеркинда» Бартоломью; и жертвы насилия Серафимы Уайт, давшей жизнь девочке по имени Ангел.

    Все события происходят в середине 60-х годов, но ощущения, что это именно 60-е, нет (даже если указано). Да, упоминаются исторические факты, да, говорят о знаменательных личностях того времени (в прошлом), но нет колорита времени. Даже, наоборот, всё кажется вневременным. Или будто разные истории происходят в разные времена. Хорошо это или плохо? — как посмотреть. Может, в этом задумка автора, но мне атмосферы 60-х не хватило — будто незаметная, но важная частичка данных удалена из программы.

    На столе сразу почти все карты. Мы знаем, что Каин — злодей, но его мотивы остаются неясными вплоть до второй половины книги. Краеугольным камнем его действий становится обожествление Зедда — псевдопсихолога, популяризирующего идеи власти и самосовершенствования. В этом есть что-то от другого романа Кунца, "Ложная память" , где аморальность и самообман — также ключевые идеи психологии и психиатрии. Пускай, такой образ нейро-наук пропагандирует неверное их восприятие, но так или иначе отражает определённую грань нашего общества, и раскрывает отношение самого автора, что не может не радовать — будто заглянул за ширму и увидел кукловода.

    В романах Кунца всегда присутствовал налёт мистики, но она не перебивала вкус фантастики, а здесь прагматичный читатель может испытать недоумение — уж больно всё сказочно. Впрочем, пусть и сохраняя неустойчивый баланс, мистика и фантастика — религия — по-прежнему выглядят вполне гармонично. Сказать, что «Краем глаза» — «венец творения» автора (как написано на обложке), пожалуй, будет преувеличением, но надо отдать должное — работа действительно продуманная и довольно сложная в своих деталях. Через хитросплетение событий невозможно не заметить годами оттачиваемое мастерство. Любителем построения схем и концепций такое понравится. Сюжетные повороты радуют своей неожиданностью (например, раскрытие роли второстепенных персонажей, о которых даже дважды не подумаешь). Но огорчает, что всё это возникает лишь спустя каких-то 200-300 страниц, а для их преодоления нужна настойчивость. Развязка также может разочаровать. Автор долго, нагнетая, ведёт нас по туннелю к сияющему свету, а как только подходим к его источнику, выключает лампочку пультом, который всегда был в его кармане.

    Можно лишь молча развести руками.

    В тексте очень много сравнений, и, честно говоря, я задумалась: а Кунц всегда так писал? Длинные, сложные, многосоставные предложения — да, его фишка. А вот переизбыток сравнений и обстоятельность, поначалу резанули глаза. И пафос. О, этот пафос! Хорошо, что он не столь изобилует:


    «...кровь его на вкус была не горькой, а священной».

    Слащаво? Дёшево? Соглашусь. Благо, есть и идеи, которые заслуживают внимания, например:


    «...человечество стремится уничтожить себя, как сознательно, так и по глупости...»
    «...недавнее повышение налогов, «Нью-Йорк джетс», плативших Джо Номату фантастическую сумму 427 000 долларов в год за игру в футбол. В последнем видели свидетельство того, что страна безумеет от денег и катится в ад».

    Что же о персонажах? Каин — нарцисс-социопат с бредовыми идеями величия. Бесспорно, такой образ антагониста — яркий, однозначный, впечатляющий... но гротескный, что, конечно, мало правдоподобно и уже притомило за время активной эксплуатации в киноиндустрии. Ну, и протагонисты ему под стать — (почти) святые люди. При этом, у каждого персонажа есть своя фиксация. Агнес — сосредоточена на выпечке и благотворительности, её братья — на смертях (каждый по-своему), маленький Бартоломью — на книгах и познании, волк-одиночка Томас Ванадий — на поимке другого зверя в овечьей шкуре. Даже некоторые второстепенные персонажи имеют свои одержимости! И лишь члены семьи Уайт кажутся обычными, среднестатистическими людьми.

    Говоря о Томасе Ванадии. «Ванадий» - интересное и необычное имя. Vanadium — переходный металл. Переходный.Как же много это говорит о персонаже! Начиная с его внешности и заканчивая даром. Даже столь же устойчив к морской воде :) Ванадий - катализатор Каина Младшего, и от этих параллелей пробирает благоговейный трепет.

    Необычные здесь и дети, и самый необычный — Бартоломью. Для трёхлетки он слишком зрелый и развитый (пусть и «вундеркинд»), взрослее некоторых взрослых, а смириться с этой сказкой можно лишь потому, что необыкновенность мальчика помогает сюжету достичь своего апогея (хотя и не слишком).

    В итоге, роман получается разнокалиберным и неравномерным в своей способности увлечь. Однозначно, «Краем глаза» - неудачный выбор для первого знакомства с Дином Кунцем. Книга больше для почитателей творчества автора, которые уж точно заметят в ней всё то, что так любят.

    5
    96