Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Иные

Александра Яковлева

  • Аватар пользователя
    Аноним29 августа 2024 г.

    Не было такой истории

    Новеллизации выходят на новый уровень. И замечательный образец этого уровня – «Иные» Александры Яковлевой. Дело вовсе не в том, что сам сериал Владимира Ракши оказался бестолковым. Просто роман представляет собой принципиально иной подход к франшизе. «Иные» можно и нужно читать в отрыве от экранной версии. Чтобы актерские образы не маячили перед мысленным взором. Все-таки в сериале задействованы мастера, которые убедительно существуют в неубедительном дряблом сюжете.

    А может и неплохо прикладывать Евгению Симонову, Алексея Серебрякова, Николая Фоменко и, конечно же, Линду Лапиньш (Вольфганг Черни – спорно) к сюжету из альтернативных 1930-х, где Германия и Советы на пороге эпохальной трагедии играют в шпионские игры и гонку паранормальных вооружений.

    Сразу же важно, что Александра Яковлева даже не пытается реконструировать какой-то исторический интерьер, сосредотачиваясь на персонажах и их фантастической истории. Ты достраиваешь весь необходимый сеттинг, исходя из собственного представления об этом времени, не спотыкаясь о вещизм и политику. Тогда любая фантазия может без труда взять власть над эпохой, без внутренней гневливости, что так не было и быть не могло.

    И пусть идея о людях со сверхспособностями, имеющих то ли мистическую, то ли естественную природу, банальна до оскомины, для Яковлевой важно то, как люди переживают судьбу – навязанный более сильными порядок вещей. Так выживают среди предрассудков разных цивилизаций главные «иные» - Аня и Макс. Обоим предстоит стать угрозой для мира, который и так нарушен войной. И их способности – главная ставка в игре двух держав, которые существуют где-то за кулисами человеческой драмы.

    Сюжет перенасыщен действием и событиями. Их густота для небольшого объема рискует остаться на уровне обозначения и смысловых дыр, что и произошло со сценарием. Писательница же эти дыры аккуратно заполняет, придавая картонным героям настоящий объем за счет внутренних размышлений и оценок. И, конечно, прием корреспондирования от разных лиц позволяет читателям сфокусироваться на ведущей эмоции и позиции, увидеть надежную линию персонажа, не спутанную с другими. Нередко смысл и оценка ситуаций жестко расходится с экраном. В пользу романа, разумеется.

    Кстати, лишенный визуальной харизмы Черни, Максимилиан в книге абсолютный маньяк и злодей. Его жестокость и фанатизм доведены практически до предела. И тогда понятен самоотверженный поступок Катарины. Здесь она непросто эффектная страдающая от безответной любви красавица, а настоящая хозяйка приюта, защищающая откармливаемых в жертву войне детей. Именно равнодушие к их жизням со стороны Макса и восстанавливает Катарину против предмета обожания.

    А вот Лихолетов в романе бледнее. Как нарочно, он проходит стороной, как винтик в огромной машине, хотя именно он и ломает грандиозные планы обеих враждующих сторон. Стойкий и безрассудный, недалекий и упрямый – он рука высших сил. Хотя, кажется, писательница могла бы и больше уделить ему внимания. Впрочем, может таков замысел для продолжения истории.

    Продолжение необходимо, потому что все развивается по вполне мифологическому сценарию. Ребенок богов должен решить судьбу обитаемого мира, иначе зачем все эти эффектные и кровавые планы. Ведь надо решить, силы – это дар или проклятие, разрушение или спасение? Держим кулаки за спасение, а как иначе. Хотя никакой земной ад ничему не учит, как показывает реальная история.

    31
    6,2K