Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

Шестой дозор

Сергей Лукьяненко

  • Аватар пользователя
    Аноним15 января 2015 г.


    Эта книга вытащила на свет и перетряхнула всё то, что накопилось за все предыдущие 5 книг. Своего рода, как генеральная уборка. Наверно, автором и задумывалась как подведение итогов. Даже начало схоже с началом самой первой книги: так же идет подросток, только на этот раз девочка, так же чувствует зов вампира, идет в подворотню, подставляет шею. Повторение - мать учения, скажет нам автор. Или - для усиления впечатления.

    А потом начинается очередная напряженная игра с судьбой. По смыслу, в каждой книге Антон Городецкий открывает для себя новые уровни магического мира, в котором живет. Сложности понимания сущности Светлых, потом - Темных, открытие Инквизиции, возможности вампиров, а когда внутренние взаимоотношения Иных стали понятны, началось поднимание вопроса о превращении людей в Иных и их взаимосвязи с людьми, а когда и эта тема исчерпала себя, изучение переместилось в самую сложную и неисчерпаемую на тайны структуру мира Иных - Сумрак. И сначала внешнее изучение - все уровни Сумрака и где они заканчиваются, а потом - порождения Сумрака и представители его разума. Иные завязаны на Сумраке, без него они жить не могут. Вернее, они не Иные. В "Новом дозоре" речь шла о порождении Сумрака по имени Тигр, а параллельно о такой разновидности Иных как пророки. Честно говоря, я так до конца тогда и не поняла, зачем нужен этот Тигр. В этой книге роль Тигра еще более непонятна (кроме намека, что наш человеческий мир настолько привлекателен, что даже порождение Сумрака тут освоилось и оно ему полюбилось), а появляется совсем уж новое лицо - Двуединый, природу которого и даже облик ну совсем невозможно описать, предугадать, на деле он берет тела двух магов - Светлого и Темного. Кроме одного - что это порождение Сумрака, сильного и грозного, сильнее всех. И это и становится очередной загадкой-головоломкой для нашего героя Антона, который славится с первой книги принимать нестандартные совершенно не по магической шаблонной для Иных философии, но в итоге оказывается, что это и есть законы природы (пускай магической) против законов общества (пускай Иных). Тем и нравится Антон Городецкий, что по сути он идет против системы, против всего того, о чем его учили - и оказывается, что это самый верный путь. В каждом из нас тоже лежит такое неприятие от давления системы, и такие её прорывы - пусть в выдуманном мире - мы встречаем с восторгом. Потому что тоже хотим быть свободными.

    Только куда завела эта свобода нашего героя? Конец трагический, если привязываться и любить свои лелеемые способности Иных, и наоборот конец привел к абсолютной свободе от того, что тяготило, этакая Иная смерть. Антон всегда был ближе к логике обычных людей, чем все остальные герои :) Наверно, в этом секрет, а так же начало и конец замысла, как Уроборос, как слои Сумрака. У Лукьяненко, как всегда всё, многослойно и многозначно.

    И сейчас эпичный апофеоз всех изысканий нашего Антона о мире Иных, грядущий апокалипсис для магического и даже просто мира обычных живых существ выносит наружу всех героев, чьи вопросы остались нерешенными, а судьбы - трагичными, но весьма интересными читателям. Это и вампирша из самого начала цикла, это и - тсс! - Костя-сосед-вампир, это и неприкаянный Егор (любимая затычка автора там, где что-то гладко не сходится), это и Арина - ведьма. Раса, в которую здесь идет погружение - это вампиры. Погружение даже не магическое, скорее историческое. Этакие кружавчики для украшения повествования. То же самое слегка касается ведьм, один их Росток чего стоит! На этом фоне в очередной раз переиграно значение Арины-ведьмы. Впечатляет, какой социальный вес придан этой неугомонной старушенции :) Сдувшийся было персонаж заиграл по-новому.

    То же самое относится и к Гесеру и к Завулону. Два старых интригана уже не являются действующей силой, они скорее тоже выступают как украшение повествования, этакое юморное украшение, по инерции или старой привычке подкалывающие или разыгрывающие друг друга на каждой возможной шагу. Хотя небольшие уточнения к физической картине Сумрака (очередное углубление в изучение мира Иных, чтобы подпитывать жажду читателя о волшебном мире) Завулон дает, говоря, что прятался между слоями Сумрака, что потом подтверждает Тигр (вроде как ему ли, порождению Сумрака, не знать). В них обоих вдохнули новые силы и черты характера: Завулон вдруг стал весельчаком и балагуром, а Гесер - ворчливым и капризным старым дедом. Это ли не маразм подкрался к двум Великим?:) Хотя кто там оказался дедом, это еще большая интрига:) Впрочем, как и всегда у них. Даже Ольга стала немного другой, приобретя нотки стали в речи и повадки законченной стервы (наверно это реверанс в сторону высказываемой в книге единой природы Светлой волшебницы и Темной ведьмы:) ).

    Но самые любопытные подтасовки, перетасовки и совпадения начинаются, когда по смыслу Шестого дозора скреплен он должен быть кровью. Опять любимая многозначность: как то, что связаны члены Шестого дозора между собой кровью во всех вариациях - родство, названое братство, вампирский ужин -, так и скреплен должен быть кровью, т.е. жертвой. Вот тут было весело, вот тут я повеселилась и посмеялась на славу! И поудивлялась, и понаслаждалась изворотами ума автора! Но об этом не смысла говорить, это надо просто прочитать.

    А вот роль Нади, на мой взгляд, до сих пор и не раскрыта. Да, она Абсолютная волшебница, она может многое, но до сей поры она выступала только как вспомогательный элемент, запасная батарея силы или вообще как живой артефакт, вокруг которого клубятся какие-то замыслы. Только разве для одного факта "ей быть и всё" ведутся все эти замыслы? А сама она только будучи членом Шестого дозора выступила более или менее самостоятельно.

    И Лукьяненко был бы не Лукьяненко если бы не окончил сей сказ интригой, самой главной - а будет ли продолжение? пока Антон жив, это так, наверно, и останется. И, учитывая его опыт, его настроение и игриво подмигивая его зов крови, это может быть совсем другая история.
    Хотя возможно это просто мне по привычке или по инерции того хочется. Ну не маразм ли?..*

    7
    33