Логотип LiveLibbetaК основной версии

Рецензия на книгу

War Girls

Tochi Onyebuchi

  • Аватар пользователя
    MariyaBuklaeva27 августа 2024 г.

    В целом присутствует некоторое ощущение новизны: Нигерия, контекст, действующие лица, но...

    Рассказываю про нигерийский стим/киберпанк, в основе которого реальные события и боль.

    Должна предупредить, «Боевые девчонки» – вещь довольно тяжелая, кровавая и слегонца бессмысленная.

    Некоторое отдаленное будущее. Дополненные и киборгизированные люди, животные, разрушенные экосистемы присутствуют. Повстанческие силы (читай – террористы самого дерьмового пошиба) воюют с правительственными войсками за ресурсы и власть.

    Ни что тут у нас такого? – спросите вы. И будете правы. А что тут такого, чего нет в других историях?

    Тут есть дети, которых с малых лет обрабатывают так, что они становятся самым главным инструментом войны. Маленькие идейные заоблачной жестокости зомбятки верят, что сражаются во имя свободы и справедливости, а на самом деле за что угодно кроме.


    Словно по щелчку, возвращаются воспоминания. В одних обе ее руки еще из плоти и крови. В других она уже изувечена. Покрыта шрамами.Но в каждом – в руках винтовка и мачете через плечо поверх патронташа. Винтовка размером с нее саму. Ей восемь лет.
    В воспоминаниях к ней возвращаются стратегические маневры, передвижения отрядов, рейды по приказу командира. Иногда вспоминаются и сами рейды, и люди, молившие о пощаде. Но командир говорил: «Они первыми напали на нас». И для Онайи этого было достаточно.

    Точи Онибучи (автор) не понаслышке знает о проблеме детских лагерей смертников и это ужасно. Нет никаких высоких целей, светлых идеалов. Есть беспощадная эксплуатация слабых во имя власти и ресурса. Эксплуатация выживших и даже мертвых.


    – Они все умерли. Почему бы бело-зеленым не взорвать какую-нибудь деревню? Может, мы нашли бы еще тела. Сделали бы новых абдов (киборгизированных рабов, буквально собранных из останков тел детей – прим.).

    Интересно, что Онибучи в своем тексте поднимает проблему самовоспроизводства зла. Когда-то Ахмед Саадави во «Франкенштейне в Багдаде» очень изящно описал ее, явив миру сшитого из кусков невинно убиенных мстителя, который карает убийц. Штука в том, что тело его распадается и гниет, а заменить пришедшие в негодность части можно только на такие же, принадлежавшие невинным. Значит, кто-то должен убить этого невинного, продлить жизнь Франкенштейна и дать ему новую цель.

    Так и здесь все убивают всех, а некоторые мечтают, чтобы противник бахнул по мирным, чтобы можно было из ошметков создать маленьких послушных супербойцов. Узел непонимания, желания мстить тем, кто мстит тебе, наслоения жирной лжи всех и всем и смутной надежды на то, что все когда-то закончится, затянут так, что у читателя надежды в общем-то и нет.

    В целом присутствует некоторое ощущение новизны: Нигерия, контекст, действующие лица, но...

    После двух третей книги автор перестал заморачиваться деталями, смыслами, мотивациями. И я в нервной растерянности сидела и думала «Какого лешего!». Не люблю не понимать, почему герои поступают так, как поступают. А тут у нас просто калейдоскоп натянутой на глобус бессмысленности.

    Поэтому 7 боевых мЕхов из 10

    7
    100