Рецензия на книгу
La plus secrète mémoire des hommes
Мохамед Мбугар Сарр
Аноним26 августа 2024 г.Плетение словес под тенью мангового дерева
Быть может, именно в этот момент ты наконец разрешил себе дать полную волю разочарованию и подумать: и ради чего все это? Весь этот долгий путь, бессонные ночи за книгой, ночи вопросов, ночи мечты, ночи вслушивания, ночи упоения и отчаяния, чтобы в итоге прийти к такой банальности, как смерть? Неужели именно это, всего лишь это, смерть, и есть печальная правда любой жизни?Этот роман начинался как писательское эссе, невероятно раздутое до объема книжного томика. Где автор, полный чувственных метаний, размышляет о своём пути и призвании, о том, что сделало его таким. Это очень пафосно, романтично и невыносимо, до оскомины на зубах, скучно. От патетичности мыслей Диегана можно заработать диабет. Это синкретизм всего сущего. То, на чём заработал своё имя Коэльо. Я миллиард раз читала всё это во множестве других книг. Форма дневниковых записей позволяла автору делать вид, что он максимально честен с самим собой. Но как же иронично в таком ключе звучит следующая характеристика персонажа:
– У тебя никогда не хватает мужества отвечать за собственное мнение. Ты не можешь без оговорок, вечно даешь понять, что есть нюансы, что не все так однозначно. По-твоему, это признак ума, зрелости, глубины мысли? О чем бы ни шла речь, о самых важных или самых обыденных вещах, ты никогда не можешь определиться. В данную секунду ты чего-то хочешь. А секунду спустя – уже нет. У тебя в одной фразе уживаются вера и сомнение. Жизнь, состоящая из сплошных «может быть»? Такой жизни ты хочешь? Невозможно понять, что у тебя в голове.И этот человек пытается раскрыть таинственное исчезновение Т.Ш. Элимана, написавшего (или НЕ написавшего – в этом крючок загадки) «Лабиринт бесчеловечности».
Роман, высмеивающий критиков, не читающих критикуемый ими текст, и пытающихся в таком случае «судить о книге по обложке», то есть по жизни автора.
Роман, пытающийся найти свою идентичность, найти потерянные корни, но при этом проваливающийся в пучину европейского стандарта.
Роман, который удивительнейшим образом удалось спасти... Единственное, что придало жизни этому блоку бумаги – война, ужасы которой описаны с простотой, позволяющей максимально прочувствовать невоспонимость потери и бесконечную боль.
Мама прижала меня к себе, отец присоединился к этому объятию, и мы простояли так две или три минуты, не говоря ни слова. Две или три минуты на то, чтобы прожить вместе жизнь, которую нам не суждено было прожить, но которую мы могли бы прожить; две или три минуты на то, чтобы пережить заново уже прожитое. В этом объятии встретились два направления времени: воспоминание, которое уводило нас в прошлое, и надежда (правда, упиравшаяся в кровавый тупик), которая заглядывала в наше невозможное будущее.Как когда-то в поселке Тополи, занявшегося пожаром, простой колодец стал спасением, так и здесь... ОН - это шанс избежать смерти. Но невозможно оградить себя от мира, просто закрыв уши. Даже если изо всех сил пытаешься. Есть вещи, сильнее и страшнее, чем твоё желание пройти мимо. Лишь бы нам всем хватило мужества видеть и слышать.
18394